Календарь ролевых игр

Календарь интеллектуальных игр

Библиотека:
Библиотека ролевых игр

Библиотека
интеллектуальных игр
Творчество Оргстроительство

Иное

В нашем каталоге представлены ссылки как на материалы с сайта Орк-клуба, так и на материалы с других сайтов. Последние открываются в новом окне.
Каталог постоянно пополняется.

Орк-клуб 2.0 » Библиотека » Знатоки и ролевики

Знатоки и ролевики

Андрей Ленский
Москва
Сообщества «знатоков» и «ролевиков» начали широкое распространение почти одновременно — в начале 90-х, и в то, и в другое входили люди «с интеллектуальными запросами», то и другое устроены вокруг определенного семейства игр, и сообщества часто пересекались. Поэтому неудивительно, что с самого начала их пытались сравнивать — и очень удивлялись, когда понимали, что различий больше, чем сходств. 
На первый взгляд, устроены сообщества очень похоже. Оба достаточно неформальны, в них иногда появляются официальные лидеры, но власть их очень невелика; зато весьма существенно понятие авторитета. Авторитетность никак не фиксируется, но все знают: игрок с большим стажем и существенными достижениями (для ролевых игр — известными ролями или мастерением удачных игр) автоматически пользуется влиянием. Поскольку для авторитета понятие стажа весьма значимо, регулярно проявляется «конфликт поколений»: игроки нового созыва пытаются всячески очернить «старую гвардию», когда — заслуженно, а когда и просто так, из принципа.
Внутри сообществ имеются такие ячейки, как команды и клубы, то есть объединения команд (в последние годы понятие команды в ролевках сильно размылось из-за того, что очень много игр не предполагают команд как таковых). Внутри команд и даже клубов борьба за власть и авторитет сравнительно редка, а вот долговременная «вендетта» между клубами — дело совершенно обычное.
Все эти совпадения неизбежны, поскольку сообщества собраны вокруг игр, предполагающих какую-то степень командности и соревновательности (как бы ролевики это ни отрицали, любителей игры на выигрыш среди них более чем достаточно), изначально и заведомо неформальны — только логично, что структуры выглядят похоже.
Есть и более интересное соответствие. Весьма существенная часть как ролевиков, так и знатоков наотрез отказывается признать предмет своего увлечения просто игрой. Ролевики грезят тем, чтобы их игры признали видом искусства; знатоки постоянно претендуют на звание «интеллектуальной элиты». 
Ни ту, ни другую претензию нельзя назвать обоснованной, но некоторая почва под ними есть. Ролевые игры пока что в лучшем случае стремятся к тому, чтобы сделаться искусством: пока они дают что-то лишь непосредственным участникам, у них не больше прав на звание искусства, чем, допустим, у сновидений. Однако отдельные находки игроков и мастеров безусловно запоминаются и влияют на людей, а иногда даже становятся основой литературных произведений, так что какое-то зерно истины в этой идее есть. Аналогично с «Что? Где? Когда?». Прямой корреляции между успехами в этой игре и интеллектуальными возможностями, по-видимому, все же нет: всякому бывалому знатоку несложно припомнить успешных игроков, которые достигали высоких мест — и вместе с тем совершенно неспособны к осмыслению получаемой информации. То же мы, кстати, видим в шахматах и других подобных играх. А люди, пребывающие вне знатоковской системы, с полным правом хотят, чтобы «интеллектуальная элита» давала какой-то выход интеллектуальной продукции — на что способен далеко не каждый даже очень успешный знаток.
Это наблюдение, пожалуй, наиболее серьезно роднит знатоков с ролевиками. Но рассмотреть различия сообществ ещё интереснее.

Начнем с того, что сообщество знатоков – явление во многом мнимое.
О чем могут поговорить знатоки, собравшись вместе? Особенно — если они из разных команд? Могут обсудить вопросы последнего турнира (как правило, это означает поругать несколько наиболее неудачных). Могут поделиться сплетнями насчет грядущих изменений составов, посетовать на чью-то грязную игру, обсудить общих знакомых. Если им совсем скучно — заняться обсуждением «вечных тем», которые обрасли бородами много лет назад, вроде правил об апелляциях. Но гораздо чаще знатоки будут общаться на какую-то совершенно отвлеченную тему, интересующую всех участников. Потому что игры семейства «Что? Где? Когда?» почти не порождают общего информационного продукта.
Даже знаток с пятнадцатилетним стажем вряд ли припомнит много песен или анекдотов из знатоковского фольклора: фольклор этот по сравнению с ролевым чрезвычайно беден, и даже то, что в нем есть, в массе своей весьма убого. Удачные шутки про знатоков можно пересчитать буквально по пальцам, а если собрать воедино стихотворные поделки — то от словосочетания «брать вопрос» сразу же набьет оскомину. Писать про знатоковскую жизнь (не путать с жизнью знатока — она игрой не исчерпывается), как правило, нечего. 
Причина этому проста: никому за пределами команды не видно, как кто играет. Да и то, что видишь, очень трудно описать. Весь информационный продукт, производимый знатоками — это вопросные пакеты. 
Совершенно иначе обстоит дело в ролевых играх. Каждая игра долго разбирается по косточкам, вспоминают удачные и неудачные моменты, делятся информацией о разных пластах игры, выясняют причины событий. Начинается процесс задолго до игры: ролевики начинают примерять на себя роль с самого момента подачи заявки.
О чем, скажите на милость, можно говорить о будущем турнире «Что? Где? Когда?»? Обсудить пару спорных 
моментов регламента, перемыть косточки редакторам пакета вопросов, поделиться слухами о том, кто там будет, 
а кто нет. Все, тема исчерпана... А вот игра, которая состоится даже не через неделю — через год, может уже по
родить огромный информационный пласт.
И не диво, что вокруг ролевых игр существует множество рассказов, стихов, статей и просто баек. Такого рода плоды растут на хорошо удобренной почве. Сами ролевики зачастую усматривают в этом лишний довод в пользу того, что ролевые игры — искусство. И аналитических статей по ЧГК тоже во много раз меньше, чем по РИ. Поэтому ролевики, как бы они ни грызлись порой между собой, то и дело ощущают какое-то вселенское братство. А знатоки? Только очень немногие из них.

А если взглянуть с другой стороны, то мы увидим, что среди знатоков гораздо выше «связность» сообщества.
Например, очень многие ролевики не признают ролевиками часть своих «товарищей по увлечению». Скажем, тех, кто играет на выигрыш, или тех, кто не признает авторитет великого и ужасного Имярека, или еще кого-нибудь. Чтобы один знаток отказал другому в праве называться знатоком, нужны какие-то запредельные обстоятельства.
Причина очевидна: знатоков «склеивают» турниры. Они обеспечивают некий, пусть не всегда объективный, но все же универсальный рейтинг внутри сообщества.
Сами знатоки часто считают это поводом для раздоров... Но они глубоко заблуждаются. Дело в том, что достаточно большое скопление людей, занятых одним делом, неизбежно рано или поздно задумается о «цветовой дифференциации штанов». И если у знатоков это решается сравнительно однозначно, то ролевики в итоге придумывают способы «дифференциации» сами. Что в итоге сводится к драке за право награждать «чинами и орденами». Появляются десятки проектов всяческих «ролевых академий», от которых жутко смердит. 
Беда ролевиков в том, что объективного премирования отличившихся на сегодняшний день быть не может. Например, невозможно сравнить все игры года: для этого надо на всех побывать. Причем всему составу жюри. А чинов, орденов и рейтинга между тем хочется...

Теперь посмотрим на конфликты внутри ролевиков и знатоков. Они тоже устроены по-разному.
Ролевые игры обладают одним опасным элементом: возвышение, а особенно унижение кого-то в рамках роли имеет неигровую силу. Считается, что это не так, но для этого нужно обладать мастерством, которым большинство ролевиков не обладает.
В итоге ролевику легко серьезно попортить жизнь другому. И многие этим с удовольствием пользуются. Другие делают то же самое в рамках «спасения» товарища. 
Базовая причина конфликта между знатоками, если не считать чисто личной неприязни — это подозрения в нечестной игре. Увы, «Что? Где? Когда?», «Своя игра» и остальные игры этого семейства предельно неустойчивы к жульничеству. Нет ничего проще, чем смухлевать, и нет ничего сложнее, чем поймать за руку. Поэтому в нечестной игре регулярно подозревают на основании «странных выбросов»: например, если одна команда показывает на вопросах другой стабильно более высокий результат, чем для нее характерно (особенно, если обратное тоже верно) — это порождает неизбежные толки. И неудивительно, что подозрения нередко бывают надуманными и еще более отягощают и без того не самую доброжелательную атмосферу.
Что интересно, конфликты знатоков сравнительно мало влияют на их игровое взаимодействие: не происходит разделения на почти непересекающиеся сообщества. На крупных турнирах представлены все. Это не вызывает проблем по той простой причине, что во время игры контакт между представителями разных команд равен нулю. Поэтому только конфликты внутри команды приводят к скорому изменению структуры.

И в ролевых играх, и в знатоковских хватает людей, которые не особенно интересуются качеством своей игры, а приезжают в основном «потусоваться». Отношение к ним совершенно разное. Знатоки смотрят на них снисходительно и без большого интереса: что есть они, что нет, главное — чтобы не в моей команде. 
А вот ролевиков они до крайности раздражают, потому что активно портят игру. Самый напряженный игровой момент может быть напрочь испакощен пьяной компанией, голосящей совершенно не относящиеся к игровому миру песни, или даже просто болтовней «за жизнь». Часто такие игроки порождают безадресную злобу: это бывает, если нормальный игрок волею обстоятельств «втянулся в неигровуху», в результате ничего толком от игры не получил и не знает, кого теперь винить: то ли себя, то ли тех, кто втянул, то ли мастеров? 

Еще одно различие — количественное. Ролевиков больше, чем знатоков, во много раз; оценки колеблются, но речь идет, похоже, более чем о порядке. А если говорить о всем мире, а не только русскоговорящей его части — то, пожалуй, о трех порядках.
Кстати, одно из очень популярных заблуждений — будто бы в ЧГК играют только те люди, что видели его по телевизору, или, как минимум, только русскоязычные. В Австралии, например, проводилось немало игр по-английски — и не сказать, чтобы среди австралийцев было мало желающих.
Причина такого различия и не в том, что «ЧГК требует интеллектуального ценза». Может, и требует, но разницу на порядки этим не объяснить. 
Скорее дело в другом... Во-первых, ролевые игры порождают, как уже говорилось, намного больше общения, а потому для дружеской компании подходят, как правило, лучше. Во-вторых, они демократичны: игроки разного уровня отлично чувствуют себя в одной игре. В ролевую игру (настольную) можно отлично играть семейством с детьми... Тогда как собрать ЧГК-команду из трех мастеров и трех новичков — значит оставить новичков не у дел большую часть игры. В-третьих, в ролевую игру можно играть всегда и везде, а для ЧГК нужен вопросный материал. Ресурс вопросов конечен, создавать их безгранично невозможно. Конечно, есть «марафоны» с сотнями и тысячами вопросов, но качество их обычно ниже всякой критики.

Практически все эти различия, как мне кажется, — следствие не загадочных традиций и даже не различия людей, интересующихся той или иной игрой, а исключительно самой структуры игры.


  © Орк-клуб, 2003-2011. © Все права на тексты принадлежат указанным авторам.
С вопросами и предложениями пишем сюда