|
Программа занятий в клубе интеллектуальных игр |
Борис Левин
Программа занятий в клубе интеллектуальных игр
Учебно-тематический план первого года занятий
№ п/п | Название темы | Количество часов |
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | Игровые занятия |
1. |
Вводное занятие |
2 |
2 |
- |
- |
2. |
Вопрос — основа игры. Требования к вопросам. |
16 |
10 |
6 |
- |
3. |
Алгоритм поиска ответов. Основные приемы. |
8 |
4 |
4 |
- |
4. |
Эрудиция — ключ к успеху. Принципы интеллектуальной разминки. |
6 |
2 |
4 |
- |
5. |
Как работать с книгой. |
4 |
2 |
2 |
- |
6. |
Игра «Эрудит-Лото». |
4 |
2 |
2 |
- |
7. |
Нетрадиционные формы интеллектуальных игр. |
8 |
4 |
4 |
- |
8. |
Принципы игры в команде. |
4 |
4 |
- |
- |
9. |
Распределение командных ролей. |
8 |
2 |
6 |
- |
10. |
Отработка игры в тройках. |
8 |
- |
8 |
- |
11. |
Отработка игры в шестерках. |
16 |
- |
16 |
- |
12. |
Как организовать игры «ЧГК». |
2 |
2 |
- |
- |
13. |
Основные особенности «Брэйн-ринга». |
8 |
2 |
6 |
- |
14. |
Игровые занятия. |
48 |
- |
- |
48 |
|
Всего: |
144 |
38 |
58 |
48 |
Программа
- Вводное занятие. История и принципы игры «ЧГК». Правила игры. Игра «ЧГК» в нашем городе.
- Вопрос — основа игры. Требования к вопросам: интересная информация, лаконичная формулировка, логический путь к ответу, однозначность ответа, четкий источник информации. Как работать над вопросом. Вопросы на конкретные знания как исключение. Умение находить необычное в обычном.
- Алгоритм поиска ответов. Ключевое слово в вопросе. Как строить логическую цепочку. Наиболее часто встречающиеся приемы зашифровки информации. Умение мыслить нестандартно.
- Эрудиция — ключ к успеху. Необходимость пополнения знаний. Принципы интеллектуальной разминки — игры в «21». Как составлять вопросы для разминки. Принцип разносторонности знаний.
- Как работать с книгой. Основные приемы работы с книгой. Специфические приемы для составления вопросов.
- Игра «Эрудит-лото». Игра «Эрудит-лото» как одна из интеллектуальных игр. Основные принципы «Эрудит-лото». Как интересно составить вопросы для «Эрудит-лото».
- Формы нетрадиционных логических игр. 1) «Откажись или удвой»; 20 «Реалии»; 3) «Веришь — не веришь»; 4) «Надуваловка»; 5) «Травести»; 6) перевертыши, шароиды, кубраечки и т.д.
- Принципы игры в команде. Команда — единый механизм. Непрерывность обсуждения. Как слушать друг друга. Необходимость высказывания всех мыслей, пришедших за игровым столом. Чего не нужно делать при обсуждении. Как выстроить логическую цепочку командой.
- Распределение командных ролей. Функции капитана. генератора идей, критика. «Том прямого доступа». Другие возможные роли.
- Отработка игры в тройках. Подбор троек и отработка взаимодействия в них. Почему тройка — еще не команда.
- Отработка игры в шестерках. Формирование команд. Отработка взаимодействия в командах. Выработка делового психологического климата в команде.
Примечание: тройки — промежуточный этап для притирания игроков друг к другу. Если конкретная ситуация позволяет создание команды сразу, то без этого промежуточного этапа можно обойтись, использовав часы темы №10 для темы №11 или игровых занятий.
- Как организовать «ЧГК». Три основные формы игры в «ЧГК». Игры со зрительным залом. Как интересно скомпоновать программу.
- Основные особенности «Брейн-ринга». Отличие «Брейн-ринга» от «ЧГК». Требования к вопросам на «Брейн-ринг». Особенности обсуждения при игре в «Брейн-ринг». Изменение функций капитана. Отработка взаимодействия для «Брейн-ринга».
- Игровые занятия.
Примерный план игрового занятия:
- интеллектуальная разминка (игра в «21») — 15-20 минут (или «Эрудит-лото», «Надуваловка», «Реалии»);
- игра в «ЧГК» — 40-45 минут;
- игра в «Брейн-ринг» — 30 минут.
Возможно включение других представленных в программе игр. Время на каждую игру может варьироваться в связи с конкретной ситуацией (например, подготовка к конкретному турниру). Вопросы и другие игровые материалы готовятся, в основном, учащимися.
Учебно-тематический план второго и последующих годов занятий
№ п/п | Название темы | Количество часов |
Всего | Практические занятия | Игровые занятия |
1. |
Отработка игры в шестерках. |
24 |
24 |
- |
2. |
Организация игр «ЧГК». |
30 |
30 |
- |
3. |
Разбор проведенных игр. |
12 |
12 |
- |
4. |
Разбор работы ведущих команд «ЧГК» (по телепрограммам и видеозаписям). |
15 |
15 |
- |
5. |
Обсуждение и доработка вопросов в фонд клуба. |
18 |
18 |
- |
6. |
Отработка и проведение нетрадиционных интеллектуальных игр. |
12 |
21 |
- |
7. |
Игровые занятия. |
105 |
- |
105 |
|
Всего: |
216 |
111 |
105 |
Программа
- Отработка игры в шестерках. Отработка ролевых функций в команде. Устранение недостатков при обсуждении. Выработка условий сигнализации и других форм взаимодействия для «Брейн-ринга». Создание постоянно благоприятного психологического климата.
- Организация игр «ЧГК». Подготовка и проведение игр «ЧГК» в школе. Подготовка и проведение первенства города среди школ. Участие в региональных, всероссийских и международных фестивалях и турнирах.
- Разбор проведенных игр. Оценка игры команд. Персональный разбор. Закрепление положительного опыта и устранение недостатков.
- Разбор работы ведущих команд «ЧГК». Как распределяются функции в команде. Выстраивание логической цепочки. Основные приемы обсуждения. Что можно почерпнуть для своей команды.
- Обсуждение и доработка вопросов в фонд клуба. Обсуждение и доработка принесенных учащимися вопросов с точки зрения требований к вопросу. Подготовка вопросов к публичным играм. Подготовка вопросов для турниров в других городах и телепрограмм.
- Отработка и проведение нетрадиционных интеллектуальных игр. Практическое применение знаний, полученных в первый год обучения. Проведение игр в клубе. Подготовка материала для проведения игр за пределами клуба.
- Игровые занятия строятся по тому же принципу, что и в первый год обучения. С учетом увеличения времени занятия до 3 академических часов увеличивается время на игры, а также возможность варьировать игры и их количество
<!-- #EndEditable --><!-- #EndEditable -->
|
| | |