Календарь ролевых игр

Календарь интеллектуальных игр

Библиотека:
Библиотека ролевых игр

Библиотека
интеллектуальных игр
Творчество Оргстроительство

Иное

В нашем каталоге представлены ссылки как на материалы с сайта Орк-клуба, так и на материалы с других сайтов. Последние открываются в новом окне.
Каталог постоянно пополняется.

Орк-клуб 2.0 » Библиотека » Библиотека ролевых игр » РИ-движение » Манифест ортодоксального романтика

Манифест ортодоксального романтика

Макс Шкель, Тюмень

Некоторые вещи можно осмыслить, а некоторые - только понять.

Ролевые игры начались с романтики. Если бы в мире не было людей, «которые любят рассказы о привидениях» - не было бы и игр. Потому что зачем «здравомыслящему» человеку тратиться на вещи, которые имеют исчезающе мало практической пользы? Чтобы научиться управлять людьми я могу пойти на курсы НЛП, чтобы решить свои комплексы - к психоаналитику. Они справятся с этим вполне удачно. И не надо разговоров о прикладной ценности ролевых игр - есть вещи, выполняющие эти функции эффективнее. Мы ездим на игры за далёкими королевствами, башнями на холмах, дремучими лесами и за подвигами, словом за тем, что и называется «романтика». Даже самые продвинутые технократы среди нас не равнодушны к этим голосам, хотя и не хотят доверять им.

Я помню, что в 1992 году, когда я был слегка пригоплённым каратистом, я пришёл в клуб только чтобы «помахать палкой». Но когда услышал примерное описание Средиземья и то, что совершенно другой мир может быть здесь, я был ошеломлён. Несколько дней я ходил с круглыми глазами и мысли мои всё время возвращались к услышанному. А потом была книга. И понимание того, что именно игр мне не хватало все прошлые годы. И что я теперь не один и могу сделать свои мечты реальными.

Думаю, что дело было именно в Ином Мире. Если бы мне предложили поиграть в Ермака и хана Кучума, я бы повертел пальцем у виска и поехал в лагерь военно-патриотического клуба, на отработку «действий диверсионной группы в тылу врага». Но поехал на игру, потому что там были тайны, чудеса и эпическая битва, где ставкой - весь мир, где стороны - не «красные» и «синие», а Свет и Тьма, Запад и Мордор. Вне зависимости от выбранной стороны, это было Служение, это была история за спиной и туманное будущее впереди. И даже, несмотря на первые разочарования и неудачи это было именно то, чего я хотел.

Игра к игре мы все понемногу учились. Оказалось что твои товарищи по играм - тоже люди, со всеми присущими им достоинствами и недостатками. И начало вырастать некое братство, когда ты осознаёшь родство с единомышленниками и отличие Нас от Них. Тогда мы с гордостью носили мечи из трубок и шли на игру уже в костюмах и доспехах, а обывателям оставалось только смотреть и удивляться. Не поймите превратно, я не ходил в институт в хайратнике и плаще, но когда мне доводилось нести на игру или из клуба оружие, доспехи или одежду, я был горд тем, что я отличаюсь от всех, что я - толкиенист. Но это было давно, может целую вечность тому назад. И всё кругом изменилось, а мы стали старше и скучнее. Не знаю, что чувствуют сейчас те, кто только что пришёл в тусовку. А вдруг то же, что и я когда-то?

Тогда я хотел бы дать им часть того восторга, который испытывал в те далёкие годы. Я прошёл этой дорогой, я знаю ловушки и тупики, я могу помочь. Я буду делать игры!

Со временем чудеса на играх стали привычными и потускнели. Необычное стало обыденным, менялись названия, но оставались роли и люди. Образовались обезличивающие штампы типа «артефакт», «спелл» или «светофор», масса заумных и идиотских «моделирований» и «систем». Романтика стала подменяться заумностью мастеров и машинальностью действий игроков. В книжных магазинах появилась масса посредственных книг. И потому я чувствую, что готов бороться за романтику. Я презираю слово «артефакт» и ненавижу «механизацию» игр, сведение их к набору последовательных действий для достижения успеха. Пусть те, кто не видит в игре чуда и сказки, а только «алгоритмы» и «ситуации» купят себе резиновых женщин или порножурналы, потому что то, что они предлагают - чистой воды мастурбация духа.

В игре должно быть чудо, а не книга рецептов.

Пару раз кому-то удавалось разорвать круг обыденности, создав игру по другим принципам и с другими ценностями. Но уже через несколько лет некогда «безумные» идеи стали конвейером. И мы видим бесчисленные продолжения и клоны «Монсегюров», «Макарен» и «Поверженных», тиражирование некогда революционных идей. Я слышал даже идеи о замене ХИ на «Куковские Игрища». После такого я обещаю больше никогда не возвращаться к уже сделанному. Я буду искать новые дороги. Мне невмоготу оставаться на месте и топтаться, ожидая загнивания.

С давних времен я помню дружеское и бережное отношение друг к другу всех играющих, о временах, когда за каждое попадание в голову или облом игры по пожизненным причинам извинялись. Когда даже довольно примитивные костюмы и оружие принимались уважительно, потому что в них было вложено Желание Сделать и Быть. И вот реквизит игр поднялся на изрядную высоту, местами даже догоняя исторические аналоги. Но как изменилось отношение! Игры были местом, где статус человека определялся его желанием и готовностью. Мы же принесли уродующую человека социальную конкуренцию даже в игры. Теперь мы соревнуемся не только в марках сотовых телефонов и автомобилей, но и в костюмах и оружии. Хотя мир ролевой игры тем и отличается от обычного, что у всех там равные условия и даже простой школьник может стать королем, потому что, хотя у него есть деньги только на дорогу, на игру и на взнос, он хочет и может быть королём. Братство играющих основано на равенстве хотя бы внутри тусовки. Играющее сообщество - не место для мажорских понтов (я это, к сожалению, понял поздно). И поэтому я подпишусь под старым, но верным лозунгом - свобода, равенство, братство!

Как Колумб вместе с золотом и открытиями привёз в Европу сифилис, так и мы в последнее время заболели одной стыдной болезнью - натурализмом. Прошу не путать его с натуралистичностью в отношении реквизита. Натурализм - явление другого плана. Как если бы Льюис Кэрролл начал писать про то, какого цвета было дерьмо у его героев, извините за сравнение. Нынешняя натуралистичность, касающаяся в основном степени силы ударов по голове и состояния зубов, мне почему-то не нравится. В 1995-96 гг. изменение боевых правил, и некоторое ужесточение стиля боя были, бесспорно, актуальными, но ныне нас явно «занесло». Стиль боя, направленный на пожизненное запинывание противника неплохо действует на «железных» мероприятиях, где все участники заранее к нему подготовлены. Но когда это становится полем для реализации комплексов тупых подростков, как это было на ХИ-2000 (и, надо полагать, будет на ХИ-2001, поскольку там в правилах для них есть дырка величиной с Тихий Океан), где целые команды придурков топтали назгулов по принципу «по игре не убью, но по жизни искалечу». Место таких людей - в обезьяннике, в позе прачки и с резиновой палкой в заднем проходе. Потому что против таких вещей на самом деле и предназначен Уголовный Кодекс. Ещё одно название для того, что сейчас проникает в игры - брутализм (от латинского «брутус» - грубый). И поэтому я верю, что мы не должны уподобляться скоту, что натуралистичность - не цель, а средство.

Как бы не спорили нынешние мастера квази-исторических игр (а чисто исторической игры сейчас сделать все равно нельзя - наша история состоит из толкований), средний уровень таких игр очень низкий. Для проверки могу предложить задать едущим на «историческую» игру, например по Столетней Войне, несколько провокационных вопросов (ответ на них знал в те годы любой ребёнок):

  1. В каких отношениях состоял английский король с французским? И как звали этих королей?
  2. Какое прозвище было у будущего короля Эдуарда IV Английского?
  3. Что было раньше - Креси, Азенкур или Шатильон?
  4. Откуда были на самом деле знаменитые английские лучники?
  5. Как звали человека, который вместе с Изабеллой сверг Эдуарда II?
  6. Правда ли, что Филипп Валуа был прямым наследником Филиппа Красивого?

Поиграйте с будущими английскими и французскими рыцарями в такую игру типа «О, Счастливчик» и вы увидите реальный уровень подготовки людей. Если вы ответили правильно - можете поздравить себя с тем, что вы человек образованный и читали, по крайней мере, Дюма и Дрюона. Спросите мастера игры, может ли он описать родственные связи правящих домов хотя бы до третьего колена. Спросите и больше не расстраивайтесь, потому что редко кто из похваляющихся «натуралистичностью» пошёл дальше боевых правил и отсутствия магии на игре в своём историческом моделировании. (Это пишет человек, который вообще-то делал только фэнтези, а как бы могли ругаться профессиональные историки!). Эти пробелы в моделировании успешно «заполняют» особо продвинутые игроки. При помощи таких милых особенностей средневековья как дикость, неприятие чужого и пренебрежение гигиеной, с современным оттенком, конечно, потому что тогда в Европе не существовало водки и анаши. Поэтому, когда мне говорят «я езжу только на исторические игры» я могу только усмехнуться. Хотя проблема качества актуальна для всех игр и для фэнтези-игр (ф-игр) она даже острее из-за отсутствия общедоступных исторических источников. Ф-мастера вынуждены в этом случае создавать всё с нуля или проводить параллели с историей, из-за чего игры выглядят «скелетами», где есть только «главная интрига» и сколько-то личных вводных, обычно взятых с потолка. А значит: игра не может делаться кое-как. Или ты делаешь «симуляцию жизни» и можешь довести это до людей или не делай игр - в мире и так довольно посредственности.

В середине девяностых клубы стали искать покровительства у госбюрократии на местах. Представления подобной публики о ролевых играх нам, в основном, известны: «дети играют в мушкетеров (богатырей/рыцарей/до-о-о-обрых эльфов и работящих гномов и т. п.)» Серьёзное восприятие ролевых игр, если они не «способствовали патриотическому воспитанию молодёжи» встречалось реже куриных зубов или яиц птицы Феникс. Оттуда и частичное «опопсевание» игр до уровня тех самых «рыцарей/мушкетёров». Вполне возможно, что последствия этого ощутим не мы, а те, кто придёт в сообщество через несколько лет. Я не хочу, чтобы повторилась та же ситуация что и на Западе, где «живые игры» стали придатком настольных, издаваемых крупными концернами. Нельзя идти на поводу, надо идти вперёд.

Я обязуюсь сам следовать тому, что сказал и делать игры, в которых будут чудеса и романтика. Я не скачусь до примитивизма и скотства, не впаду в заумность. Мои игры не будут лёгкими и примитивными, но я не буду ставить на людях «психологических экспериментов». Я не могу обещать что у меня получится всё, но я обещаю, что буду делать только те игры, о которых поет моё сердце.



  © Орк-клуб, 2003-2011. © Все права на тексты принадлежат указанным авторам.
С вопросами и предложениями пишем сюда