Календарь ролевых игр

Календарь интеллектуальных игр

Библиотека:
Библиотека ролевых игр

Библиотека
интеллектуальных игр
Творчество Оргстроительство

Иное

В нашем каталоге представлены ссылки как на материалы с сайта Орк-клуба, так и на материалы с других сайтов. Последние открываются в новом окне.
Каталог постоянно пополняется.

Орк-клуб 2.0 » Библиотека » Библиотека ролевых игр » РИ-движение » Ролевая субкультура в контексте виртуализации

Ролевая субкультура в контексте виртуализации

Дарт Вальтамский

(текст выступления на семинаре «Теория и практика ролевых игр»
февраль 2001 г, клуб «Сопределье», Санкт-Петербург)
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ ... нет...

 

Ф. Бэкон За четыре с половиной года моего довольно активного участия в жизни ролевого движения у меня, естественно, возникало общее представление о нем, о его причинах и особенностях. Мысли на эту тему сложились в определенную систему, которую я готов попытаться передать читателю. Оговорю сразу, что эти заметки не являются статьей, тем более не являются они результатом какого бы то ни было исследования - социологического, этнографического или культурологического. Собственно говоря, вообще "-логического" в них немного. Это скорее поток сознания, система образов, игра безответственно гуманитарствующего ума. Я мог бы назвать эти заметки словом "эссе", но не желаю обсуждать вопрос об их литературной или художественной ценности. Вообще говоря, я не собираюсь никого убеждать, ни с кем спорить, и, тем более, ничего доказывать. Я просто предлагаю определенный взгляд на явление.

Итак, приступим. Поскольку речь пойдет о субкультуре, то разумно будет начать с осознания полезных для данных заметок понятий. Под словом культура здесь понимается вся сфера деятельности человеческого сообщества. Культура - это все, что не природа. К культуре в равной мере могут быть отнесены и язык, и наука, и искусство, и технология, и все вещи, являющиеся плодом человеческого ума и человеческих рук. В определенном смысле культура - это искусственная среда обитания, она же - негенетическая (небиологическая) память поколений. Разделение культуры на элитарную, являющуюся достоянием узкого круга, и массовую широко известно. Мы не будем задаваться скучным вопросом о формальном критерии различий. Отметим другое. Явно существуют особые сферы культуры, равно не подпадающие ни под понятие элитарной, ни под понятие массовой. Они не сверху и не снизу, а как бы с боку. Будучи связаны с общей культурой, они представляют в то же время определенную обособленность. Это то, что принято называть субкультурами. К примеру, субкультурой мы можем назвать сообщество любителей авторской песни, или, скажем, филателистов. Понятно, что в определении того, что считать, а что не считать за субкультуру, наш произвол бесконечен. Давать здесь четкие определения - кому надо, тот пусть и займется. А мы отметим совершенно очевидную деталь: чем в большей степени признак, по которому мы выделяем субкультуру, важен для самих ее носителей, чем более их сообщество само себя сообществом осознает, тем больше смысла в том, чтобы действительно считать ее субкультурой. При этом вовсе не требуется, чтобы субкультура противопоставляла себя остальной культуре и ее носители находились в антогонистических отношениях с остальным человеческим сообществом. Если же эти требования соблюдены, то тут мы уже будем говорить не о субкультуре, а о контркультуре. Конечно, и контркультура неминуемо связана с общекультурным контекстом, но контркультура, в отличие от обычной субкультуры, по крайней мере, претендует на отрицание культуры общей, основной. Пример контркультуры - панки и лимоновцы. Впрочем, интелектуальный уровень носителей контркультуры может быть и намного выше - совершенно неверно было бы считать необходимым атрибутом контркультуры ее примитивность.

РОЛЕВОЕ СООБЩЕСТВО Два врага у компании - компъютерщик и толкинист.

Народная мудрость Теперь перейдем к собственно ролевому сообществу. Что это такое?

Естественное, и первое приходящее в голову определение таково: ролевое сообщество - это сообщество людей, занимающихся ролевыми играми. Чеканное определение, и неправильное, как все чеканные. Человеку, который сам является членом этого сообщества это очевидно. Можно сколько угодно заниматься ролевыми играми (особенно настольными) и не иметь никакого отношения к ролевому сообществу. И, в то же время, можно ни разу не бывать на ролевых играх, а в ролевое сообщество входить. Для этого достаточно более или менее тесно общаться с ролевиками, представлять себе, что такое ролевые игры и, желательно, прочитать хотя бы "Властелина колец". Достаточно называться эльфийским, или гномским именем и слушать ролевые песни. Достаточно ходить на тренировки. Достаточно - и ты уже свой, тебя уже не назовут цивилом. Вообще ролевое сообщество оказывается гораздо шире собственно группы людей, ездящих на ролевые игры. В это сообщество входят и любители денджена, и собственно толкинисты, и фэнтази-фэны, и реконструкторы. В меньшей степени, но все же могут быть к нему отнесены и униформисты, и индеанисты, и даже, возможно, хиппи. Конечно, раз для всех этих сообществ существуют свои особые названия, мы можем рассматривать их и как отдельные группы. Можем. Но можем рассматривать их как единое целое, ибо имеем на то основания. Во-первых сами эти сообщества осознают себя чем-то единым. Вряд ли ролевик назовет опять-таки цивилом реконструктора или индеаниста. Во-вторых, эти сообщества имеют значительную сферу пересечения, они достаточно хорошо осведомлены друг о друге. Если вы спросите случайного прохожего на улице о том, чем занимаются реконструкторы, то, вероятнее всего, ответа не получите. С большой вероятностью вы получите встречный вопрос: "а кто это такие?". Задав тот же вопрос ролевику, вы можете узнать не только общие сведения о движении реконструкторов, но и места их тренировок, и имена наиболее известных участников этого движения.

Это дает нам основание говорить о ролевом сообществе в столь широком смысле, как мы его представили. Является ли это сообщество носителем специфической суб- (контр-?) культуры? Является. Это сообщество обладает своим особым языком, возникшем из разговорного русского под влиянием многочисленных заимствований из английского, квэнийского и терминологии AD&D. Существует свой особый ролевой (в той же мере -толкинистский) фольклор, который вряд ли будет понятен цивилу. Наконец, уже сам факт существования слова "цивил", к которому я еще буду возвращаться, говорит о том, что сообщество само психологически выделяет себя из общей массы, имеет в своем языке слово для определения человека на основе очевидного признака - не наш, чужой, не нашего круга.

Наконец, важно отметить, что ролевое сообщество имеет множество форм самореализации помимо ролевых игр. Начнем с того, что многие мероприятия, называемые ролевыми играми, на самом деле таковыми не являются, а представляют собой банальные военно-полевые игры в духе "зарниц". То есть индивидуальные роли как таковые не расписаны, есть только общие правила и одна и та же цель для всех команд - победить всех остальных. Тем не менее, такие мероприятия происходят в рамках общей идеологии РИ, а участвующие в них команды традиционно называются ролевыми. Живой тому пример - всем хорошо известный "Моргиль". Затем, существуют тренировки. Традиционное объяснение, что на тренировках идет подготовка к играм, очевидно не соответствует действительности. В том смысле, что участие в РИ боевых тренировок не требует, а достигаемая на тренировках монолитность команд для интересов собственно РИ и вовсе вредна. Одним словом, регулярные командные тренировки проводятся не ради игр, а ради самих себя. Далеко не все, кстати, кто с удовольствием ходит на тренировки и ставит, к примеру, щитную технику, вообще ездят на игры. В самом деле, "мы - серьезные люди, на мечах работаем, а там - балаган какой-то, ельфов из себя изображают". В сущности своей тренировки являются особой формой спортивных клубов, но формой сугубо ролевиковской. Даже в крайней своей форме (например в варианте школы исторического фехтования "Рипост") все равно околоролевиковский спортивный клуб ясно и однозначно отличим от "цивильских" секций.

Точно так же не перепутаешь обычную театральную студию или клуб художественной самодеятельности со "Школой игрока". Казалось бы по всем формальным критериям - одно и то же. Те же задания, те же методы. Но неуловимое внутреннее содержание - совершенно особое. То самое, которое обнозначно определяет "Школу игрока" как специфически ролевиковскую структуру. То же мы можем отнести и к ролевому фолклору, как песенному, так и прозаическому. Прямых отсылок к РИ и даже к фэнтази может вообще не быть. Возьмем, к примеру, наиболее известную запись Мартиэли ("альбом" "Час затмения"). Почти ни одна песня не имеет прямых указаний на РИ или творчество Толкина. Тем не менее, вряд ли кто-то усомниться в специфической ролевиковской сущности этих произведений. Более того, у человека более или менее знающего эти песни не могут не вызвать прямых ассоциаций с Ниенной и всем сопряженным комплексом "толкинутого темноманства". Сложно представить себе исполнение этих песен в цивильской среде, они просто порождены особой субкультурой и оптимально воспринимаются именно в ее контексте.

Таких сфер чрезвычайно много. Кроме уже названных, упомянем такие как туризм, история, военная тактика и стратегия, экономика, магия, традиционные танцы, шитье, кузнечное дело... И т.д. и т.п. Причем еще раз подчеркнем главную мысль. Мы говорим не о том, что ролевики могут заниматься, например, танцами. Это очевидно. Мы говорим о том, что ролевики будут и в этой деятельности проявляться как ролевики. Иными словами, ролевиковская танцевальная школа будет при всем внешнем сходстве с "цивильской", внутренне очень специфичной, специфично ролевиковской по своему духу. И это в той или иной мере относится ко всем перечисленным (и еще многим неупомянутым) сферам. Между тем непосредственно к РИ все это имеет крайне отдаленное отношение.



  © Орк-клуб, 2003-2011. © Все права на тексты принадлежат указанным авторам.
С вопросами и предложениями пишем сюда