Календарь ролевых игр

Календарь интеллектуальных игр

Библиотека:
Библиотека ролевых игр

Библиотека
интеллектуальных игр
Творчество Оргстроительство

Иное

В нашем каталоге представлены ссылки как на материалы с сайта Орк-клуба, так и на материалы с других сайтов. Последние открываются в новом окне.
Каталог постоянно пополняется.

Орк-клуб 2.0 » Библиотека » Библиотека ролевых игр » РИ-движение » Играть или отыгрывать

Играть или отыгрывать

Дарт Вальтамский

10.11.2001.

 

Так играть или отыгрывать? Как говаривал в начале девяностых один известный политический деятель, мы не случайно развели и даже противопоставили эти понятия. Разница понятна, она легко уловима уже в самом звучании слов. Слово «играть» однозначно асоциируется у нас с занятием легким, приятным, ненапряжным и не вполне серьезным. Игра, особенно если это слово не писать с большой буквы и не произносить с таинственным придыханием - всегда более или менее шутка, развлечение, забава. Да чего там говорить, игра - она и есть игра. Не то дело «отыгрыш». И звучит то не по-русски, с каким-то едва уловимым насилием над языком. Уже в самом слове  что-то вымученное, какой-то потуг на серьезность.

Впрочем, ближе к делу. Мы же о ролевых играх говорим, верно? На так вот, с некоторых пор появилась и развелась у нас порода на диво серьезных участников РИ. И пошло, и поехало. Слово «игра» стало у нас с большой буквы. Организаторы у нас стали зваться Мастерами. Почему именно мастерами? Слово «мастер» лично у меня вызывает две ассоциации. Первая: мастер - это человек, достигший высот в каком-либо искусстве или ремесле. Мнэ... Если имеется в виду этот смысл, то отдадим должное скромности организаторов наших игрищ, особенно учитывая их средне-статистическое качество. Те еще «мастера» получаются... Второе значение слова «мастер» родственно слову «магистр» и прямо отсылает нас к рангам в рыцарских орденах и масонских ложах. Опять-таки, при чем здесь организаторы игр? Если про ордена, то мастерами с большой натяжкой, но все-таки с большим основанием, можно было бы называть капитанов команд. Если ассоциативный ряд вести от масонских лож, то тогда мастерами надо бы называть только игроделов вроде знаменитого, но давно ушедшего за горизонт, Дмитрия Богуша, который декларировал, что ставит над игроками структурные эксперименты. Хотя и у него эти заявления, насколько я понимаю, были скорее для эпотажа и рекламы. Ну а чего стоит кочующее из правил в правила заклятие «мастер всегда прав», «мастер является на игре высшей властью» и т.д. Да будя, господа! Сколько ни повторяй «сахар», а слаще во рту не станет. Не мастер делает игру, игру делают мастер и игроки. Можно сколько угодно запрещать в правилах спорить с мастером, но это ничуть не помешает игроку, буде он пожелает, послать и мастера, и его правила. Если организатор пользуется у игроков авторитетом - то декларировать в правилах абсолютность его полномочий не нужно, если не пользуется - бесполезно.

С упорством, поистине достойным лучшего применения, стали у нас писать манифесты, проводить по ролевым играм семинары наподобии научных, выдумывать умные слова, говорить о разных школах ролевых игр (заглавные буквы расставьте по желанию), говорить о «мистериях», «катарсисах», «алгоритмах» и прочих  хитрых вещах. Стало уже общепринятой традицией, что организаторы перед каждой игрой таинственно намекают, что они не просто делают игру, но нечто большее. Не для забавы это, нет, не для забавы. Кто «ставит структурные эксперименты», кто «обкатывает новые алгоритмы», кто «использует игровые методы для социальной адаптации», кто «помогает раздвинуть границы сознания и получить мистический опыт». И каждая новая игра заявляется как очень серьезное и прямо-таки необходимое дело, а мастера все более выступают в амплуа этаких тружеников-стахановцев, вершащих трудовой подвиг в поте измученного и осоловелого от бессонницы лица во благо всего человечества и во имя высоких идеалов светлого будущего. Одним словом, игры стали у нас делом серьезным и ответственным, совсем не игрушечным.

Когда-то на заре питерских РИ уже упоминавшийся Д. Богуш, давший, кстати ролевым играм массу интересных идей, ставил задачу построения метаигры как оболочки для отдельных игр, создание и изменение правил которых и является действом этой оболочки. Хитро, правда? Однако уже есть, и возникло само собой, совершенно спонтанно и без всяких титанических усилий со стороны Богуша. Есть она, эта метаигра-оболочка! А результаты плачевны на мой непросвещенный взгляд.

Уже давным-давно основные интересы ролевого сообщества (я сужу по питерскому, но думаю, что тенденция общая) сместились с ролевых игр на игру социальную. Я имею в виду, что сама жизнь тусовки - это и есть та самая социальная игра, которая для отдельных РИ стала оболочкой-матрицей. Противники и критики ролевых игр всякий раз неизменно совершают ошибку, ища корень недугов ролевого сообщества на полигонных играх. Нет, господа. Сама ролевая игра - это краткий миг. А потом человек возвращается... Э нет, не в реальную жизнь, отнюдь. Тот, кто после игры возвращается в реальную жизнь - для тех и игры проходят без печальных последствий для души и духа. А мы сейчас поговорим о тех, кто с ролевой игры (где, несмотря на все усилия наших апологетов серьезности, действо остается условным) возвращается в виртуальную среду своей тусовки, в коей и варится месяцами и годами.

И именно здесь корень проблем. Это там, в лесу, мы только два дня играли и в эльфов, и в магию, и в королей-чернокнижников. А вот потом, в городе, мы будем месяцами играть в то, что «получили катарсис», «раздвинули горизонты сознания» и проч. и проч. Вот именно эта социальная игра - игра в жизнь ролевого сообщества - уже штука серьезная, неигровая и нешуточная. Игре есть свое место в жизни. Пока это игра, пока это шутка. И я не против игр. Я как раз за игры. За то, чтобы они оставались играми, то есть собой. Но, когда игра уже становится постоянной формой жизни, она игрой быть перестает. Тут уже встает тень Матрицы - в смысле не нашего сайта, а виртуальной реальности из одноименного фильма. А это уже, согласитесь, штука малоприятная.

Корень то у зла прост до элементарности. Жизнь ролевого сообщества стала формой самоутверждения и социальной самореализации. Вернее эрзац-самореализации, потому что на выходе получается не развитие личности, а иллюзия оного при полном его отсутствии. Так уж устроен человек, что он во-первых не может совсем не заниматься какой-либо деятельностью, а во-вторых, естественно, ждет от этой деятельности успеха и общественного признания. Все мы в той или иной мере честолюбивы. И давайте не будем ханжами и это признаем. Те, чей дух выше этих чувств, те уходят в монахи. Те, кто, наоборот, до этих мотивов не доросли - становятся бомжами. А обычные люди, в миру живущие, стоят между этими крайностями посерединке и к социальному успеху очень даже стремятся. На том во многом общество и держится.

А теперь вернемся к нашим баранам. В смысле ролевикам тусовочного разлива. Социального успеха хочется. Претензии велики. Ни особых талантов, ни желания восполнять их отсутствие трудом не наблюдается. И тут человек попадает в тусовку, в субкультурную общность. Не так даже важно в какую - в секту, в уличную банду (речь о хулиганье, а не о серьезном криминале), в литературную или театральную богему. В любое сообщество, возникшее на нетрудовой основе. В данном случае в ролевую тусовку. Здесь получить известность гораздо проще. Да, даже здесь признание требует определенного труда, но масштаб этого труда не сопоставим с тем, какой нужно приложить для достижения успеха в «той», нормальной жизни. И вот они - безголосые менестрели, мастера деревянного меча, олдовые геймеры и прочие знаменитости игрового мира!

Тут я должен сделать краткое отступление на тему о «трудовых сообществах». Я имею в виду, конечно, не только прославленные в советские времена производственные коллективы. Церковь - тоже трудовое сообщество, хотя труд здесь чисто духовный.  И альпинисты - трудовое сообщество, потому, что это увлечение, непосредственно связанное с тяжелым трудом и преодолением себя. Даже серьезные филателисты - и те на свой манер сообщество почти что трудовое. Занятие требует и реальных знаний, и реального труда. А вот те сообщества, которые складываются на основе хождения в театр, на поэтические вечера и т.п. - это уже сообщества не трудовые. И само по себе их появление - не есть зло, отдых и отдых, ничего больше. Но они всегда будут привлекательны для людей, которые постараются в них самоутверждаться и получать социальное признание нахаляву. А уже потом они, став в этом сообществе лидерами, неизбежно начнут насаждать там свои идеи - идеи чисто паразитарного характера. А лидерами они станут - это как пить дать. Нормальный человек сходил на концерт, получил удовольствие от музыки - и вернулся к делам своим. А догадайся, мой проницательный читатель, кто начнет организовывать общество концертолюбов? Да, да, они самые, которым к делам возвращаться нет надобности за неимением таковых (о национальной окрашенности данной проблемы сейчас речь не идет, но проницательный читатель этот момент и сам подметит). Вот эта болезнь и постигла ролевую тусовку.

У них, убогих социально неадаптированных бесталанных туниядцев, тоже есть свое честолюбие. Только честолюбие особого плана - бесплодное, болезненное и уродливое. Ведь хочется же стать главным! Неважно кем. Главным зимним грибником. Почетным председателем общества прыгунов на одной ноге. Заместителем председателя объединенного совета путешественников по виртуальным мирам. Архиепискипом церкви Варды Элберет деревни Гадюшкино при Тмутараканском совете глав нетрадиционных духовных движений. Главное название придумать позвучнее - а место уроду всегда найдется. Особенно при демократии. Смеяться будут? Ну так ответим на их смех гордым и высокомерным презрением! «Чего с них возьмешь - цивилье они убогое, где им нас понять! Не доросли до нашего уровня - вот и смеются от дурости своей».

Кстати, за что вдруг такое презрение к «цивилам»? Ну мы так отдыхаем, они - иначе. Мы мечами машем, они телевизор смотрят или трусцой бегают. Ах, да... Простите, забыл. Мы же не в игры играем. Мы же «раздвигаем границы сознания», катарсис, блин, добывааем для своего офигительно крутого духовного взлета. У нас же что ни игра, все Игра-Мистерия (и не беда, что там 80% времени шибко мистериально квасят водку)! Где им, убогим, с их жалкий трусцой и телевизором!

 

Ну а теперь поговорим более или менее серьезно. По пунктам.

 

Нужно на игре отыгрывать? Или нужно играть? Да помилуйте, господа хорошие! Не нужно. Никто ж не заставляет. Хочется тебе играть - на здоровье. Не хочется - да не играй. Но только давайте как-нибудь обойдемся без рейтингов и расчетов, кто это делает хуже, кто лучше, и как надо на самом деле. А то вспоминаются известные персонажи из «Золушки», которые на балу развлекались - знаки внимания подсчитывали. Слово «нужно» здесь неуместно. Как доставляет тебе удовольствие - так и играй и не делай при этом такого умного лица - ты же будущий офицер. Умный человек может дурачиться, дурак - не может, он - дурак на полном серьезе.

Нужен на игре историчный и красивый костюм (извините, но я буду говорить на нормальном, то бишь «цивильском» Русском языке и оставлю «прикиды» тем, кто «ботает по фене»)? Не помешает. Глупо осуждать человека за то, что он сумел и не поленился сделать красивую вещь. Но еще глупее делать из этого фетиш и обязанность. Есть время и желание - на здоровье, нет времени или желания - так зачем уродоваться? Мы едем играть, господа, играть. Желающих «раздвигать горизонты сознания» и «получать мистический опыт» отсылаю (посылаю) к Карлосу Кастанеде и его кактусам. А я еду на игры, чтобы отдохнуть от работы, развлечься и немного подурачиться. И я не считаю, что я ночь перед своим единственным в неделю выходным обязан потратить на швейное дело, если я этого не хочу. Если хочу - так другое дело. Но широко развернутой кампании по борьбе с «королями в камуфляже» я не принимаю. На фаринской «Школе игрока» мы очень неплохо справлялись вообще без всякого реквизита. А уровень игры там был ну, мягко говоря, повыше, чем на всех виденных мною полигонных играх. И я искренне не понимаю, чем плоха моя шапка-ушанка, прославившаяся после седьмой Артуровки как корона Британии.

Все то же  самое относится и к эстетизму оружия, доспехов и артефактов. Про историчность я даже говорить не хочу. Есть движение реконструкторов с их бесконечными понтами друг перед другом, смотрами, разборками, финансовым крутежом, играми в иерархию и массовицко-затейницкими выступлениями на потеху добрым поселянам - ну и флаг в руки, и барабан на шею. При чем здесь ролевые игры? Лично у меня по поводу «посерьезневших» ролевиков, ушедших в реконструкцию, вообще масса скепсиса. Потому что реконструкция - она, конечно, посерьезнее РИ, но есть масса дел еще более серьезных. Например, работа. Наверно, тем, кто все серьезнее и серьезнее развлекается, этого сильно в жизни не хватает. Могу только порекомендовать восполнить. Впрочем, реконструкторы пусть сами свои проблемы решают, я к их движению отношения не имею. А вот на ролевых играх кичится историчностью - не признак ума. Как и вообще кичиться, не только на играх.

Техника боя. Опять то же самое. Да, прекрасно, если человек умеет работать с холодным оружием. Это здорово. Любое умение что-либо делать хорошо - это всегда здорово. Я могу только поприветствовать все начинания Зигфрида (Морадана), который организует тренировки, учит владению мечом и организует прекрасные спортивные турниры и военно-спортивные игры. Это действительно здорово, и то, что человек, которому есть чему научить, это делает, притом совершенно бесплатно - это благородно. Без шуток и подколов. Но какое отношения историческое и реальное фехтование имеют к ролевым играм? Не к военно-спортивным (там все понятно), а именно к ролевым? Ну никакого. Не раз приходилось замечать, что люди, действительно владеющие мечом, на игры ездят играть, а не крутость показывать. Им самоутверждаться не надо. Не то дело недоучки и прочие пионеры. Как же! Мы круты! Мы - команда! Мы всех вынесем и всем покажем, какие мы серьезные. И ведь невдомек, что показывает убожество свое, а не «крутость». Ну могут они вынести весь полигон, ну и что? А один нормальный скин всю их команду со всеми их щитами бронедверными и мечами текстолитовыми уделает, как детей, битой бутылкой. А один спицназовец вообще без оружия уделает компанию крутых скинов. Ну и что из этого? Хочется самосовершенствоваться в физическом плане? Хочется стать серьезными мужиками и научиться защищать себя? Можно только приветствовать. И посоветовать найти хороший клуб (например, обратиться вот сюда) или секцию. А самоутверждаться, ничего толком из себя не представляя - это щенячество и ничего более. Мораль же басни проста - историческая техника боя хороша для турниров по историческому фехтованию, боевая - понятно для чего, ролевая - на то и создана для ролевых игр. И мешать Божий дар с яичнецей может только тот, кто не смыслит ни в одной из этих техник, но одержим дешевым и ничем не подкрепленным тщеславием.

Экономика. Гм... Ну мастера, который, предлагает игрокам собирать и рассаживать шишечки, я понять могу. Наверно, когда видишь, как толпа придурков по твоему хотению и фиг знает по чьему велению этим занимается, можно очень долго веселиться. Может быть даже удастся таким путем добыть искомый катарсис. Не знаю - не пробовал. Но допустить могу. Понять же психологию людей, сими трудами в течение дня занимающихся, мне, видимо, не дано. То ли дебилы они, то ли люди очень ответственные (мастер сказал - значит надо), то ли я чего-то в этой жизни не понимаю. Вот, интересно, а если я их на кабинетку на завод в воскресенье позову и как мастер игры дам задачу день у станка поработать, обзову это ролевой игрой по современной экономике и с них же мастерский взнос соберу?.. Надо попробовать...

Еще хорошую узнал на одном сайте мастерскую задумочку, как науку и магию моделировать. А перефразировать реальные задачи по математике, механике и прочей химии - и пусть игроки развлекаются. Заодно и ума-разума наберутся. Хорошая мысль. Мне нравится. Главное серьезная такая. А может мне еще серьезнее сделать - чем на игре задачи решать, остаться дома и свою статью по биохимии закончить? Оно и уровень научной задачи, как ни крути, выше, и дело серьезнее, и польза реальная будет. А и зачем нам тогда ролевые игры, коли мы такие серьезные и творческие?

А еще хочется сказать о «мастерских плюшках». То есть о поощрениях за хороший костюм, за красиво проведенный обряд и так далее. Не понимаю. Не могу этого понять. Приехал ты играть - играй. Приятно тебе играть в красивом и даже историчном костюме - пожалуйста. Любишь плюшки - купи себе плюшек и ешь по одной после каждого обряда. Не дорого ведь стоят, поменьше, чем взнос. Нет же! «Вон идет мастер! Давай  обряд начинать!». А если не идет? В чем смысл приезда твоего на игру? Поиграть? Получить удовольствие? Или выслужиться в глазах мастера, чтобы потом на Черной речке кто-то сказал «Вах, какие замечательные игроки!». Или набрать чипов? Так это бумажки такие, ты их и сам себе напечатать можешь и не морочиться, в лес не ездить, не напрягаться. Или всех победить и вынести, чтобы, опять-таки кто-то сказал «Вах!»? Вот она - разница между «играть» и «отыгрывать». Вот она разница между теми, кто действительно играет в ролевые игры, и теми, кто на самом деле играет в одну и ту же игру - игру в жизнь ролевой тусовки, метаигру-матрицу. Ответь на этот вопрос - не мне, не ответственной комиссии, определяющий твой рейтинг, не мастеру - себе самому ответь. И все станет и яснее, и проще. Хочешь медаль картонную во всю спину (а другой тебе тусовка не даст, хоть расшибись - денег нема) - ну так сделай ту медаль сам и носи на здоровье. Дешевле обойдется.

Да, кстати о презренном метале. Да, да, о них о родимых. О деньгах - настоящих, а не чиповых. Мы ведь делаем теперь серьезные игры. Мы же теперь «расширяем горизонты». А катарсисов бесплатно не бывает. Нам же нужен антураж, нам нужен реквизит? Конечно, без того нельзя. Повысим взнос. Аппетит придет сам по мере игры, ах, то есть, простите, еды. Вот мы уже не можем играть без раций. А кому достанется все это богатство? Нет, я не считаю чужие деньги. Просто раз останется, два останется, а потом в душу мастеру тихой змейкой заползет соблазнец. В свое время я поставил на обсуждение ролевому сообществу вопрос о постепенной ликвидации такой практики как денежные взносы в качестве обязательного условия участия в игре. Мне, естественно, ответили. Много чего, в том числе и разумного. И я даже соглашусь, что определенный взнос бывает необходим. Но одно из возражений меня просто поразило. «Мастер де свой труд вкладывает. Труд должен быть оплачен». Вот ведь куды зашло! Значит мастера - это уже такие полупрофессионалы, для которых игры - это средство пусть дополнитильного, но заработка. А игроки тогда - кто? Стадо скучающей публики, оплатившей свою долю зрелища и развлечения? «Сделайте мне красиво за умеренную плату»? Да, с такими идеями ролевая среда далеко пойдет, если их примет. Далеко. И нас ведь игры теперь шибко серьезные, ну давайте и поставим их на профессиональную основу, то есть на коммерческую. Превратим в шоу-бизнес, и ура Голивуду! Только чего тогда так уж на цивилов плеваться и шибко дивними себя считать?

 

Подводим итоги. Есть игры. Есть люди, которым нравиться играть. Есть другие люди, которым нужно самоутвердиться. Именно последние и занимаются ролевыми играми очень серьезно и с очень серьезными лицами. Потому что для них это вся их жизнь, а не игрушки. И именно они за неимением иного дела будут больше всех крутиться в тусовке, становиться шибко «олдовыми» и «почтенными». А потом они будут стараться свое положение закрепить, превращая ролевое сообщество в своеобразный замкнутый социум, своего рода субэтнос. А как закрепляется существование субэтноса и, соответственно, и сложившейся в нем иерархии? А очень просто - через создание специфической идеологии, то есть представлений о справедливости, добре, красоте и благе, отличных от таковых же представлений внешнего социума. И вот она вам Ниенна, и вот оно вам Толкиновское общество с Торином Оукеншильдом во главе и прочие радости тусовочной жизни. И вот вам глубокомысленные размышления на тему «не бывает подлости игровой» и далее об этической ответственности игрока за моральный облик персонажа. И вот вам благородные назгулы, великодушлые орки, дивные «по жизни» эльфы. И вот они же вам и серьезные мастера, и «олдовые геймеры» и известные ушельцы, и неоязычники, и энергуи, и достигатели катарсисов...

 

Ну так чего, на игру поедем играть или роль отыгрывать?



  © Орк-клуб, 2003-2011. © Все права на тексты принадлежат указанным авторам.
С вопросами и предложениями пишем сюда