Календарь ролевых игр

Календарь интеллектуальных игр

Библиотека:
Библиотека ролевых игр

Библиотека
интеллектуальных игр
Творчество Оргстроительство

Иное

В нашем каталоге представлены ссылки как на материалы с сайта Орк-клуба, так и на материалы с других сайтов. Последние открываются в новом окне.
Каталог постоянно пополняется.

Орк-клуб 2.0 » Библиотека » Библиотека ролевых игр » РИ-движение » Алексей Алликас: Наши дети снимут с нас скальпы, если не будет продолжения

Алексей Алликас: Наши дети снимут с нас скальпы, если не будет продолжения

Беседа состоялась 13 сентября 1996 г
Опубликовано в
OCJ №3, сентябрь 1996 г.


В этом году центр игрового моделирования «Росстань» в очередной раз проводил лагерь по индейской тематике - «Говорящая вода». По поводу этого замечательного события мы и поговорили с начальником лагеря Алексеем Алликасом.

Корр.: В который раз вы проводите этот лагерь?

А.А.:В этом году мы проводим «Говорящую Воду» уже в четвертый раз. Место проведения каждый год разное: и с точки зрения экологии и потому, что нас приглашают к себе разные районы. В этом году мы воспользовались приглашением администрации Ишимбайского района.

Корр.: С чем связано название этого проекта - «Говорящая Вода»?

А.А.: Во второй год мы делали лагерь на реке Айгирке. Эта река была связана с образом говорящей, рассказывающей воды. Отходя от лагеря, вдалеке от шума, суеты, можно было «послушать голос» реки, потому что шум воды, бегущей по камням, звучал именно так, как разговаривают люди. И, как правило, люди там сидели, им приходили в голову разные мысли о природе, о мире. И так сложилось, сначала у организаторов, а потом и у детей: очень многие ходили и проверяли, говорит ли вода и о чем она говорит.

Корр.: А почему вы вообще взялись за индейцев? Откуда это в вас?

А.А. Из детства - книги Фенимора Купера, Майн Рида, может быть, мы немножко больше читали - Шульца, Серую Сову... В 1992 году, после того, как мы провели уфимские Хоббитские игрища, возникла идея сделать подобный лагерь для детей. Мы сразу отказались от идеи игрищ и подыскивали тему, которая объединила бы туризм, экологию, развлечения. И как-то индейцы сами собой напросились. Кроме того, найти идею нам помог журнал «Уральский следопыт», в котором появилось несколько статей о движении индианистов.

Корр.: Как вы получаете информацию для своего лагеря, и насколько она достоверна?

А.А.: Информация из достаточно серьезной литературы, например, то, что издается у нас Академией наук. В Москве есть такой Международный центр традиционной культуры и среды обитания, которым руководит профессор Ващенко. Большинство книг об индейцах выходят в его переводах или под его редакцией. Очень много используем переводной литературы непосредственно из США или то, что можно найти здесь: только в Москве, в Ленинской библиотеке, порядка 200 различных наименований литературы об индейцах. Сейчас у нас есть непосредственная связь с североамериканскими индейцами, есть даже официальный представитель в Соединенных Штатах. То есть информация достаточно достоверная. Естественно, мы не можем сделать «ранних» индейцев, когда они все ходили в шкурах, коже, поэтому мы «отыгрываем» более поздний период - вторая половина XIX века.

Корр.: Вы моделируете культуру какого-либо одного из племен индейцев или нет?

А.А.: Как правило, участники выбирают для себя какой-то из народов, который им наиболее близок, и занимаются изучением культуры конкретно этого народа. Есть прерийные индейцы, есть лесные индейцы Востока, есть индейцы Великих Озер, но сам лагерь живет по традиции народа дакота (в литературе его называют также «сиу») - это потому, что наибольшее количество информации у нас набралось по дакота и в первый год в лагерь, который мы проводили, приехали инструктора, которые занимались этим народом.

Корр.: Как вы находите инструкторов для своего лагеря?

А.А.: В первые лагеря мы приглашали ребят из движения индианистов, которые, как правило, достаточно серьезно этим занимаются - делают курсовые работы, дипломы, занимаются научной работой в институтах, например, в Институте народов севера, хотя для некоторых это существует как хобби. Мы связываемся, находим адреса, проводим определенное тестирование так, чтобы выбрать тех, кто может и хочет работать именно с детьми.

Корр.: Ведется ли какая-то предварительная работа с этими людьми?

А.А.: В основном вся предварительная работа - по переписке. У нас составлен специальный вопросник. Выясняем их отношения с педагогикой. Кстати, большинство наших инструкторов - с педагогическим или юридическим образованием. Теперь готовим и своих инструкторов - в этом году уже была значительная часть «своих». В основном это наши же участники прошлых лагерей, которые затем стажировались, т.е. которые один-два года были стажерами-инструкторами, а потом, когда мы понимаем, что на них можно положиться, выпускаем их линейными инструкторами.

Корр.: Расскажите, пожалуйста, о самой лагерной жизни.

А.А.: Одна смена длится десять дней. Обычно мы проводим три смены, но в этом году получилось четыре. Начинается все сразу, с обстановки. Ребенок, который в первый раз попадает в лагерь, совершенно ошарашен: кругом одни индейцы, жилища, одежды... Правда, пища у нас не совсем индейская - макароны с тушенкой, но это не главное. Потом начинаются занятия. Дети должны сами сделать себе костюмы, потом переходят на украшения, которые имеют не только «украшательское» значение, но и, по понятиям индейцев, магическое: магия труда, магия мысли, вкладываемые в изделие при изготовлении. Помимо этого - изучение трав, повадок, следов животных, естественно, мальчишкам интересно пострелять из лука и пометать томагавки. Девочки занимаются готовкой пищи, потому что не секрет, что сейчас городские девчонки сталкиваются с проблемой, что они не умеют готовить. Еще большое количество песен, а в последнее время и танцев, обязательно присутствует гитара, вечера у костра, сказки, легенды, очень много вопросов... Где-то со второй половины смены запускается динамическая ролевая игра - по типу «зарницы», только с индейским уклоном: война между племенами или с бледнолицыми и т.д. Помимо лагеря первого уровня - для новичков - существует второй и даже третий уровни. Ребята, которые у нас уже были, приезжают и сами выбирают, чего им хочется: кто-то приезжает за информацией и не отстает от инструкторов, кому-то просто правится пожить в лесу, пообщаться с природой. Некоторые встают в 5 утра, чтобы встретить рассвет, а некоторые проводят ночь у костра... Мы не против, ничего страшного, если им не нужно на следующий день дежурить.

Корр.: А у вас предусмотрена какая-нибудь система наказаний?

А.А.: Были различные варианты, например, отжиматься, но потом от всего этого отказались. Хотя, конечно, есть и лентяи, но такие проблемы, как водка, карты, у нас не встречаются - у них просто нет времени. А с лентяями, как правило, разбираются их же товарищи.

Корр.: Сколько было в лагере детей, и во сколько им обошлась эта поездка?

А.А.: Детей было около 40 на смену. В этом году к нам прислали группы из Москвы и Златоуста. Путевка стоила 500.000 рублей. Такая стоимость, в общем-то, достаточно большая для полевого лагеря, обусловлена, во-первых, тем, что у нас солидный штат - на 40 детей 20 инструкторов, во-вторых, у нас достаточно дорогой антураж - перья орлиные, кожа настоящая, бисер фирменный, в-третьих, после смены ребята получают подарки - майки, книги, а победители соревнований получают неплохие призы.

Корр.: А государство финансирует «Говорящую Воду»?

А.А.: Эта программа проходит совместно с республиканской организацией «Пионеры Башкирии», так что мы каждый год получаем какую-то сумму из бюджета, но денег приходит меньше, чем нужно и они приходят позже, чем нужно. В первый год было хорошее финансирование - мы смогли сшить шатры, сделать какой-то задел, а сейчас стараемся как-то продолжать, как-то решать поступающие проблемы.

Корр.: А что вы будете делать дальше?

А.А.: Сейчас мы думаем о расширении лагеря. Не во времени (10 дней - это оптимальный срок проживания детей в лагере), а хотим увеличить количество детей, возможно, ставить два стойбища, чтобы они могли контактировать друг с другом различным образом. Для этого, правда, нужно больше инструкторов и лучшая материальная база. И все же проект живет уже четыре года, кстати, 4 - священное число для индейцев: четыре стороны света, четыре времени года. И, к тому же, наши дети снимут с нас скальпы, если не будет продолжения.

Корр.: Насколько вы сами довольны результатами работы?

А.А.: До конца мы никогда не бываем удовлетворены своей работой, и не было у нас ни одного года, когда мы сумели бы выполнить планы больше, чем на 30 процентов - в силу разных причин. Планы у нас, конечно, грандиозные, и то, что мы недовольны, наверное, даже и неплохо. Лагерь прошел, проблем было много, с кем-то ссорились, с кем-то разбирались - идеально все не бывает, но главное, лагерь прошел и дети остались довольны.


Беседу вел Алексей Наймушин

 



  © Орк-клуб, 2003-2011. © Все права на тексты принадлежат указанным авторам.
С вопросами и предложениями пишем сюда