Календарь ролевых игр

Календарь интеллектуальных игр

Библиотека:
Библиотека ролевых игр

Библиотека
интеллектуальных игр
Творчество Оргстроительство

Иное

В нашем каталоге представлены ссылки как на материалы с сайта Орк-клуба, так и на материалы с других сайтов. Последние открываются в новом окне.
Каталог постоянно пополняется.

Орк-клуб 2.0 » Библиотека » Библиотека ролевых игр » РИ-движение » Юрий Сорокин (Юрис), Юлия Гайсина: Древняя Русь под Уфой

Юрий Сорокин (Юрис), Юлия Гайсина: Древняя Русь под Уфой

Беседа состоялась 23 августа 1996 г
Опубликовано в OCJ №3, сентябрь 1996 г.


В июле-августе этого года неподалеку от станции Юматово детское население нашей республики могло оказаться в Новгороде аж IX века нашей эры. Такую возможность предоставил детям Центр игрового моделирования «Белая Дорога», который провел две смены историко-этнографического лагеря «Древняя Русь». Продолжительность одной смены составляла 9 дней.
У нас в гостях начальник лагеря Юрий Сорокин и старший методист лагеря Юлия Гайсина.

Из материалов по лагерю «Древняя Русь»:

Цель лагеря: ознакомление участников с одним из интереснейших и важных периодов истории нашей Родины, а именно становление и развитие одного из древнейших русских городов - Новгорода, его внутренний быт, обустройство, мифология, победы и поражения.

Корр.: Почему вы решили делать лагерь именно по Новгороду и именно по девятому веку? Какие цели вы ставили перед собой?

Ю.С.: Идея такого лагеря, в общем-то, не нова. Мне близка эта эпоха. Как оказалось, не мне одному. Была хорошая московская павильонная игра «Из варяг в греки», и возникла мысль сделать из нее такой лагерь. От той игры осталась только эпоха, потому что, чтобы сделать такое количество городов, как там, у нас не хватило бы людей. Поэтому из всего пути остался один Новгород. И вот уже второй год лагерь получается.

Ю.Г.: Наша цель была приобщить детей к русской истории, мало охваченной в учебниках - последние два века язычества на Руси. Не рассказ, а возможность попробовать на себе. При полном погружении - костюмы, фехтование, быт (на том уровне, на каком это возможно в лесу, в современных условиях), сказки того периода, еще до Ильи Муромца, а Баба-Яга - еще доброе женское божество. С использованием методики РИ (например, путь из варяг в греки узнать не по карте, а пройти самому).

Корр.: Где вы сами учились, искали информацию по данному периоду?

Ю.С.: Мы перекопали кучу литературы: Гумилев, Ключевский, Карамзин, кое-что из художественной литературы, например, Иванов или Семенова, из которой использовали какие-то детали, слова. Приглашали людей из других городов.

Корр.: Кто работал в вашем лагере?

Ю.С.: Игротехники были в основном из «Белой Дороги», два человека были из Москвы и Иванова. Подготовка к лагерю - чтение всех этих книг или хотя бы краткого курса, разработанного нами. В вожатской школе учили, как работать с детьми, какие возникают ситуации, как из них выходить, как себя вести... В конце - зачет. По тому, насколько они знают материал, уже определялась должность, роль в лагере. В зачет входили: знание исторической базы и проверка человека при помощи ситуационных игр.

Из материалов по лагерю «Древняя Русь»:

Информация о лагере рассылается по школам и подростковым клубам за три месяца. Будущие участники проходят анкетирование или устный опрос с целью выяснения знаний, интересов, наклонностей. Кроме того, каждый участник обязан представить справку о состоянии здоровья и разрешение врача на выезд в лагерь. За 2-3 месяца начинается подготовительная работа с участниками: исторические экскурсы, рассказы, подготовительные игры, разъяснение правил, особенностей лагеря.

Корр.: Чем занимались дети все эти девять дней?

Ю.Г.: Знакомились с ремеслами того времени - новгородская резьба по дереву, новгородское вышивание крестом, низание и плетение бисера, работа по коже, историческое фехтование, сказки, былины, мифы, песни...

Корр.: Была ли какая-то польза от всех занятий?

Ю.Г.: Да, дети реально чему-то научились. Не было детей, которым было бы неинтересно. Каждый нашел дело по душе. Даже не всем ребятам было интересно махать мечами: кто-то вышивал, занимался резьбой, бисером. Конечно же, дети изменились, они стали другими.

Из материалов по лагерю «Древняя Русь»:

Игровая программа моделирует ситуацию, сложившуюся в IX веке вокруг Новгорода и внутри него. Все участники играют свободных граждан великого Новгорода. Мастера - ремесленники, старейшины улиц, воевода, посадник, князь. Остальное население - ремесленники, дружина, бояны, волхвы, травники. Город делится на несколько больших улиц, каждая из которых занимается своим ремеслом. При необходимости игроки могут торговать с Балтией и Византией (мастерские силы). Соотношение цен и размеров экспорта/импорта просчитано заранее. Военные действия моделируются, но заранее оговорены с соблюдением обычаев и техники безопасности.

Корр.: С чего начинался лагерь для детей?

Ю.Г.: Нормальные городские дети попадают в совершенно необычную для них обстановку. Ходят люди в непонятных костюмах, с босыми ногами, с повязками на голове, пользуются какими-то смешными словами, не так здороваются, не так общаются друг с другом. Мы сказали им: «Мы не будем заставлять вас говорить, как мы, ходить, как мы, думать, как мы. Вы приехали к нам в гости, посмотрите, послушайте, может, и вам все это понравится». Дальше, в первый же день, рассказы про славян, прогулка по окрестностям, подгонка снаряжения, инструктаж по технике безопасности. Вечером же их увели километра за два, и они по одному возвращались назад, проходя через различных героев сказок и былин. Детям задавались вопросы, давались задания. В конце пути их встречали дружина и князь. На священной поляне разводили большой костер, и дети по старинному русскому обряду прыгали через огонь, чтобы «очистить тело, душу и мысли».

Корр.: Опишите какой-то день из жизни лагеря.

Ю.Г.: Город встал довольно рано. Дружина сбегала на речку, окунулась. Затем обычные утренние дела: умывание, убор. Трапеза (сначала отроки и дружина, затем девоньки и мастерицы). Было и много свободного времени на травы, ягоды, черемуху (кстати, черемухи в этом году дети точно съели больше, чем за всю предыдущую жизнь!), речку... После обеда приехал купец, привез бисер, сладости. В течение дня дети не только отдыхали, но и учились: дружина на ристалище, девоньки у мастериц. После вечерней трапезы гуляния на большой поляне, игры, песни до ночи...

Корр.: Какой была роль Князя в этом лагере?

Ю.С.: Князь в этом году был парадный, а я в основном был начальником лагеря, решал материальные вопросы. Князь появлялся на праздниках, преломлял хлеб, начинал обряды. Это была чисто символическая роль - всю работу вели специалисты.

Корр.: Как вы поступали с детьми в вопросах религии?

Ю.Г.: Не было никаких психологических воздействий. Все сводилось к полному представлению о том, как все было, зачем, почему и как кому поклонялись. Кто хотел, мог обратиться к кумиру, но они должны были решить все сами, чтобы не шли за компанию. Женщины, девоньки и мастерицы могли обратиться с просьбами к Макоши, отроки и дружина - к Перуну, которого мы объясняли не как бога в обычном понимании, а как обожествленного воеводу прошлого. Кроме того, у нас были какие-то языческие обряды, например, свадьба: со сватовством, играми, потом молодые должны были перепрыгнуть через меч князя, причем тот, кто прыгал через рукоять, становился главой семьи.

Из материалов по лагерю «Древняя Русь»:

На начало игры жители Новгорода имеют определенное количество продуктов, ценностей, оружия, сырья и готовых товаров. Для процветания города необходимо производить новые товары и налаживать торговлю, борясь с врагами. Кроме того, время от времени жителям города приходится сталкиваться с гневом богов: неурожай и болезни. Из этих ситуаций также необходимо искать выходы. К тому же из леса то и дело вылезает всякая нечисть: Змей Горыныч, Леший, Кикимора, Кощей Бессмертный... Смельчаки должны найти молодильное яблоко, живую воду или победить Кощея.

Корр.: Как были решены реальные проблемы лагерной жизни?

Ю.Г.: Наши ребята сделали ворота, колодец, столовую под полиэтиленовым навесом. У нас было нормальное пятиразовое питание, причем сначала ели отроки и дружина, а затем девицы и мастерицы. Для мытья грели речную воду.

Корр.: Что дальше ждет этот проект?

Ю.С.: И в следующем году мы хотим провести подобный лагерь. Была идея с каждым годом убирать какие-то современные предметы, заменяя их предметами культуры того времени: посуда, палатки, костюмы. Кроме того, мы не хотим останавливаться только на славянском лагере, у нас есть проект римского.

Корр.: Как можно оценить работу лагеря в этом году?

Ю.С.: В прошлом году нам было легче, т.к. все основные материальные вопросы решал базовый лагерь «Березка». С этой точки зрения, начиная практически с нуля, лагерь мы провели хорошо. Но с точки зрения наших ожиданий не все получилось. Например, не смогли добиться желаемого уровня вхождения в образ. Дети, конечно, понимали, что это игра, но практически не было случаев, чтобы они не принимали участия в ней, а вот у сотрудников и современные слова вырывались, и образ дружины создали не совсем так, как хотелось бы. Кроме того, иногда тяжело было выдерживать дух того времени, например, отношения между старшими и младшими, раньше они были совершенно иные. Вот этот уровень, эту планку держать далеко не всегда удавалось. Причем сами сотрудники не сильно отделяли себя от детей.

Но самое главное, что детям лагерь очень понравился, и уже сейчас они интересуются, где и когда можно записаться в лагерь на следующий год.


Беседу вел Алексей Наймушин 



  © Орк-клуб, 2003-2011. © Все права на тексты принадлежат указанным авторам.
С вопросами и предложениями пишем сюда