Календарь ролевых игр

Календарь интеллектуальных игр

Библиотека:
Библиотека ролевых игр

Библиотека
интеллектуальных игр
Творчество Оргстроительство

Иное

В нашем каталоге представлены ссылки как на материалы с сайта Орк-клуба, так и на материалы с других сайтов. Последние открываются в новом окне.
Каталог постоянно пополняется.

Орк-клуб 2.0 » Библиотека » Библиотека ролевых игр » Игротехника » Магия на игре

Магия на игре

Впервые опубликовано в OCJ №13. Ноябрь 1999 г.

Борис Фетисов, (Казань)

Вместо предисловия

«Магия - самое опасное занятие в этом мире, мальчик. Маг являет в мир плод своего разума, а это чревато множеством неприятностей. Или плод будет нежизнеспособен, или мир будет не готов к принятию этого плода. И в том, и в другом случае магу просто оторвет голову. В переносном смысле, конечно. Хотя для мира было бы куда полезнее, если бы в прямом».

Найк Заклинатель

 

Я приветствую всех глюколовов, астральных воинов, магов-по-жизни и прочих ушельцев и невозвращенцев. Приветствую и сразу же прощаюсь. Речь здесь пойдет не о чьей-либо крутости. Вам сюда не надо. Идите с миром.

1. Что такое магия

- Охотно, - отозвался незнакомец. Он смерил Берлиоза взглядом, как будто собирался сшить ему костюм, сквозь зубы пробормотал что-то вроде: «Раз, два... Меркурий во втором доме... луна ушла... шесть - несчастье... вечер - семь...» - и громко и радостно объявил:

 - Вам отрежут голову!

М. Булгаков, «Мастер и Маргарита»

 

Магия появилась вместе с человеком. Она родилась в тот момент, когда человеку понадобилось объяснить непонятное. Она родилась в тот момент, когда человеку впервые потребовалось взаимодействовать с явлениями окружающего мира, которые он не мог огреть палкой-копалкой.

Итак, магия - это в первую очередь способ объяснения мира, форма взаимодействия с ним, воздействия на те его явления, которые прямому и непосредственному воздействию не поддаются.

В течение тысячелетий складывалось мировоззрение, которое сейчас принято называть мистическим. Оно ведет свою историю от древнейших шаманских обрядов, охотничьих плясок первобытных людей через развитие религиозных доктрин до момента, пока научное мировоззрение не отодвинуло мистицизм на второй план.

Под мистицизмом я понимаю такой способ отношения к миру, в котором помимо окружающей действительности, данной в ощущениях, существует связанная с ней трансцендентальная (запредельная) действительность, которая непосредственно не дана, но принимается как главенствующая. Все события «здесь» являются лишь отражением, проявлением событий «там», и постигнуть мир можно только относясь к «там». Тогда под магией в самом общем смысле понимается действие, совершаемое в запредельной действительности, которое влияет на действительность окружающую, изменяя ее так, как нужно действующему.

2. Магия на играх

Магия - базука для избранных.

Ваш покорный слуга

 

Откуда на играх появилась потребность в магии? Игры начинались делаться с произведений жанра «fantasy», в которых магия является неотъемлемой частью. И, как говорится, первоисточники требовали... То есть, магия на игре изначально бралась не потому, что это было нужно для взаимодействия с игровым миром, а потому, что это было оговорено первоисточником.

Что такое магия в первоисточниках, сиречь в литературе «fantasy»? Как правило, это способ задать различие между персонажами. Если воин машет топором и стреляет из лука, то маг машет посохом и швыряет молнии. То есть для того, чтобы достичь одинаковых целей, маги и воины пользуются разными средствами.

Что мы получаем? Мы получаем игровую магию просто как дополнительное средство воздействия на ближнего своего.

При таком подходе вполне логичен традиционный подход к игровой магии. Нужно выдать магам их оружие - сертификаты заклинаний, ограничить их некоторым ресурсом - «касперами» - и выпустить в игру. Только у меня сразу возникает вопрос: а чем они тогда отличаются от обычных воинов? Тех самых, у которых меч и чипы?

3. В результате мы имеем...

В результате мы получаем, что то, что на играх именуют магией, не имеет никакого отношения к магии как таковой. В этом смысле магия вполне вписывается в игровую традицию, где полководческое искусство и экономика так же отличны от реальных - до полной неузнаваемости. И если магия на игре нужна только для того, чтобы обеспечить средствами воздействия тех, кто не блистает умением махать мечом, то более подходящих вариантов, чем существующий касперно-фаербольный, я не вижу.

4. Что дальше?

...те же, только в профиль...

 

А ничего. Дальше можно долго выдумывать новые «спеллы», менять их стоимость в «касперах», мучиться с необходимо возникающими в игре «тайм-стопами»... Одним словом - жевать трижды прожеванную жвачку. Принципиально нового на этом пути сделать уже нельзя. Любое новшество будет лишь пятым колесом в телеге, привинченным шурупом с нетрадиционной резьбой и повернутым поперек дороги. Единственное, что я могу посоветовать мастерам РИ в этом случае - подумайте о том, как вы будете отслеживать все, что понаписали, и выбросите все, для отслеживания чего необходимо ваше непосредственное присутствие. Ведь пулемет должен стрелять независимо от того, есть ли рядом конструктор, его придумавший.

5. Другие пути?

Там, на нехоженых дорожках...

 

Возможны ли другие пути? Да, безусловно. Только чтобы выйти на них, нужно очень многое менять в самой основе, в самом подходе к игре вообще и к игровой магии в частности.

С моей точки зрения, ролевая игра сейчас за редчайшим исключением является рингом, на котором игроки выясняют, кто из них круче рубится, торгуется или кидается шишками. И ничего, кроме выяснения «кто круче», в игру, как правило, не закладывается. Все происходит здесь и сейчас, все понятно с первого взгляда. Именно с первого взгляда, так что не нужно искать никаких объяснений, не нужно строить никаких представлений. Древний человек, видя молнию, чтобы как-то объяснить явление, придумал Громовержца. Игрок же, видя нечто непонятное, требует сертификат. Почувствуйте разницу...

6. Голос оттуда

А вам сюда надо, ребята? Готовы ли вы изменить свой взгляд на мир?



  © Орк-клуб, 2003-2011. © Все права на тексты принадлежат указанным авторам.
С вопросами и предложениями пишем сюда