Календарь ролевых игр

Календарь интеллектуальных игр

Библиотека:
Библиотека ролевых игр

Библиотека
интеллектуальных игр
Творчество Оргстроительство

Иное

В нашем каталоге представлены ссылки как на материалы с сайта Орк-клуба, так и на материалы с других сайтов. Последние открываются в новом окне.
Каталог постоянно пополняется.

Орк-клуб 2.0 » Библиотека » Библиотека ролевых игр » Прошедшие проекты: впечатления и анализ » Павильонные игры: РМЛ и ЛангКон

Павильонные игры: РМЛ и ЛангКон

Мария Фрид, Новосибирск

О летнем курганском Ролевом методическом лагере (РМЛ) мы уже несколько раз упоминали на страницах нашего журнала. Напомним, РМЛ - это десятидневный лагерь, включающий обычно две относительно крупные (продолжительностью сутки и более) игры и множество мелких. Основная особенность игр РМЛ, - пожалуй, экспериментальная, инновационная направленность. Если можно говорить о характерных для РМЛ играх, то это игры Ила Реброва, Юрия Некрасова, Алексея Кулакова (Ланса), Вадима Полюги (Анкерайта) - мастеров, категорически не замеченных в бедности фантазии, однообразности или подражательстве кому-либо.

Ролевой методический лагерь - мероприятие камерное, на нем редко присутствуют одновременно более 50 человек (разве что на «больших» играх), и собираются, соответственно, любители небольших, но насыщенных игр.
Но, как известно, одного лета заядлому ролевику мало. А если ролевик - поклонник малых игр, то поиграть зимой в помещении - задача отнюдь не фантастическая. И уже некоторое время в воздухе витала идея компактного проведения нескольких игр подряд в какие-нибудь выходные «межсезонья». В этом году она была реализована одновременно в двух городах.
С одной стороны, курганцы и екатеринбуржцы решились на проведение нескольких городских сессий РМЛ в Екатеринбурге. С другой стороны, в Новосибирске было проведено две сессии ЛангКона - нового конвента-фестиваля павильонных игр.
Осенняя и весенняя сессии РМЛ были внутригородскими, зимняя же планировалась - и получилась - междугородней, на нее приехало довольно много игроков и из уральских городов (Курган, Тюмень, Пышма), и из Сибири (Омск, Новосибирск, Красноярск). Концепция зимней сессии РМЛ несколько отличалась от обычной - мастера приглашались не столько опробовать инновации, сколько представить игры привычного им стиля. 
Что касается Лангкона, то он изначально задумывался как фестиваль, где доминируют либо проверенные, обкатанные игры, либо также игры характерного для их авторов стиля. Оба ЛангКона, осенний и весенний, были междугородними и создали прекрасную среду общения.
Ниже приводятся выдержки из отчетов организаторов мероприятий.

Зимняя сессия РМЛ

Организаторы - Вадим Полюга (Анкерайт), Алексей Кулаков (Ланс), Екатерибург.
Рассказывает Анкерайт
Перед зимней сессией состоялась осенняя, организованная Юрием Некрасовым и Юлией Суховой (Кесс). Она родилась как реакция на летний лагерь и породила в свою очередь ряд соображений, которые нужно было проверить до следующего летнего лагеря. Также хотелось проверить, насколько работоспособен формат РМЛ без выезда за город. Время проведения (зимние каникулы) было выбрано с прицелом на иногородних участников и свободное время у местных. Хотелось проверить на практике идею нескольких параллельных потоков: собственно игры, ролевая лаборатория и настольные игры.  
Структурообразующим был выбран механизм анкет-заявок, давно используемый как на конах, так и в реальном бизнесе распределенных сообществ. Пять минут усилий, затрачиваемых каждым потенциальным участником проекта на заполнение анкеты, с лихвой окупаются уверенной предварительной оценкой проекта и возможностью заранее решить административные вопросы. Не менее значимым представлялось определение для каждого участника «на входе» списка игр, в которых он принимает участие, и возможность пообщаться с мастером каждой игры за месяц до начала сессии. Отсутствие системы заявок привело бы к тому, что множество вопросов, которые удалось поставить и решить в декабре, встало бы перед нами в момент проведения сессии, тем самым, скорей всего, убив ее на корню. 
С большим сожалением вынужден отметить, что львиную долю свого личного времени, посвященного вопросам сессии, я потратил на убеждение участников в необходимости заполнить анкету.
Несмотря на накладки с расписанием, в течение сессии удалось провести все анонсированные проекты. Реализацию сессии я сам оцениваю как далекую от отличной, но в целом успешную. Сессией я доволен, но следующий проект хочется сделать еще лучше, поэтому сфокусируюсь на недостатках и особенностях.  
Концепция. Все игры, прошедшие на сессии, были очень характерны для мастеров, их проводивших. Те, кто привык к новациям, все равно их включали; те, кому новации были не важны, в них и не упирались. Это позволило привлечь игроков и мастеров, с которыми раньше не получалось диалога. Обманутыми оказались приехавшие именно на новое, но повторю еще раз: экспериментальной площадкой выступает летний РМЛ, у зимней сессии была другая цель. 
Подготовка игр. Уверенно успешными можно признать только игры, подготовка к которым шла с начала декабря и даже раньше: «Время Бессмертия» Натальи Маслюженко (Филиппы) и «Через тернии - к звездам» Ила Реброва. На остальных играх отсутствие предварительной работы - тестовых прогонов, плотного общения с игроками, которые задают каверзные вопросы, и т.п. - сказалось плачевным образом. Механизм обязательных заявок отчасти стимулировал процесс подготовки, но полностью охватить его, конечно, не мог.
Городской формат. Второй прогон такого формата (первый был осенью) показал, что он, при всего двух достоинствах - дешевизне и простоте участия для аборигенов - обладает рядом фатальных недостатков. Дорога, во время которой не возникает ни качественного общения, ни отдыха, ни тем более игр, съедает впустую бесценные часы личного времени всех участников. Так как поселение носит распределенный характер, не формируется единая среда общения - одно из ключевых достоинств РМЛ. Близость дома, побочные по отношению к лагерю повседневные заботы провоцируют у местных жителей несерьезное отношение как к расписанию, так и к своему участию в тех или иных проектах. Вывод однозначный: невыездные сессии в таком формате не работают. Для ролевого методического лагеря необходим загородный лагерь. В городе можно проводить Чемпионат РИ, Школу мастеров, но не РМЛ.
Три потока. К безусловным находкам следует отнести трехпоточность. Высокая творческая отдача от «Ролевой лаборатории», разнообразные игры мастеров разных традиций и структурируемый досуг в форме настольных игр существенно повышает плотность РМЛ.
Взгляд вперед. Где-то мы экспериментировали, где-то - использовали обкатанные схемы. РМЛ развивается. Были промахи и были удачные находки. Уверен, что опыт, набранный за время сессий, окажется предельно востребованным при проведении летнего лагеря. Мы пережили системный кризис, и нам уже сейчас понятно, каким будет будущее РМЛ.

ЛангКон

Организаторы - Стас Суткин, Денис Муравлянский (Дионис I) и другие, Новосибирск.
Рассказывает Мария Фрид
Задумывался ЛангКон как выездной конвент-фестиваль павильонных игр. Он оба раза проводился на загородной базе с середины пятницы по середину воскресенья. В течение этих двух суток было проведено по 12 игр, обычно в две-три параллели.
Главный и, пожалуй, единственный недостаток выездного формата - дороговизна (оргвзнос с проживанием на базе и питанием составил 1200 и 1500 рублей осенью и весной соответственно). В остальном формат себя более чем оправдывает, давая удобную площадку для игр и среду общения.
Оба ЛангКона собирали по 35-40 участников (весенний несколько больше, чем осенний) из Новосибирска, Кемерова, Томска, Омска, Красноярска, Екатеринбурга, Уфы. Мы устанавливали квоту в 60 участников, но очевидно, она не нужна. Количество приезжающего народа оптимально для проведения игр в два-три потока.
Игры и расписание. На весеннем ЛангКоне заявленная программа игр была выполнена на 100% (на осеннем соответствие предварительной программе - 70%). Расписание оба раза корректировалось на месте. Главная проблема весенней сессии - острая нехватка в играх женских ролей.
Удачными оказались постановки уральских игр. Осенью это была игра «Убить Дракона» Ила Реброва и Юрия Некрасова, которая оказалась в результате главным мероприятием ЛангКона, - ставили ее Анастасия Федотова (Ниэнор) и Вадим Полюга (Анкерайт), весной - «Инкубатор героев» Юрия Некрасова, поставленный опять-таки Ниэнор. Обе постановки оказались, по словам очевидцев, удачнее первых авторских.
Оба раза суббота включила целых четыре параллели, оба раза в субботу последняя игра ушла глубоко в ночь, и очевидно, что это не очень хорошо: не остается сил на игру в воскресенье. Весной к тому же из-за сдвига по времени пострадала последняя субботняя игра, уже к ее началу многие игроки слишком устали, и эмоциональный пик для многих пришелся на предшествующий красноярский «Талисман».
Вывод: самое удачное построение расписания - с двумя эмоциональными пиками, вечером в пятницу и вечером (но не ночью) в субботу, в воскресенье же лучше идут более легкие вещи.
Все игры весеннего ЛангКона были достаточно новыми (некоторые ставились в других городах, но широко не известны и в Новосибирске ставились впервые). Здесь ситуация также лучше по сравнению с осенью, где почти половина игр относилась к числу опубликованных в сети или в «Орк-клуб журнале».
Еще одно достижение весеннего ЛангКона - декорирование помещений (затемненные и закрытые драпировками окна, поставленный свет). Игры, требовавшие темноты, могли проводиться в любое время суток. Была собрана костюмерная. Все игры, требовавшие антуража и костюмов, были ими обеспечены, здесь вложились и мастера игр, и организаторы.
Механизма предварительных заявок на игры не было. Очевидно, что для игр, требующих серьезной предварительной подготовки, такой механизм надо вводить. Особенно популярные игры, вероятно, стоит ставить в несколько прогонов (к примеру, желающих попасть на тот же «Талисман» было существенно больше, чем ролей).
Жизнь и быт. К сожалению, весенний ЛангКон продемонстрировал необходимость «отбоя» в два-три часа ночи. На осеннем коне он был, и отказались от него зря - увлекшись общением, люди забывали о времени и засиживались до утра, что печально сказывалось на следующем дне.
Планы и перспективы. Ориентировочно следующий ЛангКон пройдет осенью 2007 года в камерном формате: суббота - игры, воскресенье - семинары (подробные разборы игр, ролевая лаборатория и т.п. - подобных меро-приятий несколько не хватало на прошедших сессиях, на них просто не оставалось времени). Главная причина выбора такого формата состоит в том, что вряд ли к сентябрю будет заявлено достаточно игр для полноценной сессии ЛангКона. В то же время, мы уверены, что игры для камерной сессии найдем, и без тем для обсуждения не останемся.
Большую сессию ЛангКона мы планируем провести в 2008 году.
Игры

Интересных игр, как традиционных, так и необычных, хватало и на РМЛ, и на ЛангКоне. О некоторых из них мы будем рассказывать в журнале. В этом номере читайте о двух необычных играх: «Магистрали» (проведена на РМЛ-2005) и «Убить Дракона» (проводилась трижды: на Верконе-2006, осеннем ЛангКоне-2006 и зимней сессии РМЛ-2007).

«Магистраль»

«Убить Дракона»

Моделирование допроса

Как сыграть священника



  © Орк-клуб, 2003-2011. © Все права на тексты принадлежат указанным авторам.
С вопросами и предложениями пишем сюда