Календарь ролевых игр

Календарь интеллектуальных игр

Библиотека:
Библиотека ролевых игр

Библиотека
интеллектуальных игр
Творчество Оргстроительство

Иное

В нашем каталоге представлены ссылки как на материалы с сайта Орк-клуба, так и на материалы с других сайтов. Последние открываются в новом окне.
Каталог постоянно пополняется.

Орк-клуб 2.0 » Библиотека » Библиотека ролевых игр » Разное » Ролевые игры - завтрак для одаренышей

Ролевые игры - завтрак для одаренышей

Впервые опубликовано в OCJ №16-17. Ноябрь 2000 г.

Ольга Финогенова,
(Красноярск)



Достаточно плотной командой «ролевиков» мы работаем в Красноярском Краевом центре по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью «Школа Космонавтики» (именуемой в дальнейшем ШК). Естественно, что любимые наши игры в учебном процессе используем.

Сначала о хорошем:

Игра - модное и перспективное средство работы в педагогике вообще. И за рубежом, и в нашей стране сейчас исповедуют гуманизацию школы. Про «них» рассказывать долго, поэтому вкратце про Россию: самым популярным в современной педагогике является Личностно-Ориентированный Подход. Этот подход декларирует, среди прочего:

  • Уважение к личности ребенка.
  • Встраивание новой информации в имеющиеся личные смыслы ребенка (а не выкладывание их, наших знаний, рядом с опытом ребенка).
  • Субъектность - как организация такой позиции ученика, в которой он добывает знания, а не тащится послушно сквозь потоки информации, и т.д.

Естественно, что игра является одним из самых адекватных методов для реализации данных педагогических принципов. Преимущества игр очевидны, можно перечислять их километрами:

  • Во-первых строках, конечно же, мотивация. И дети и взрослые играть любят и согласны играть почти во все. Замечательный пример с красноярского полигона (и в пионерских лагерях аналогичные случаи бесчисленны): после нескольких игрушек полигон был очень грязен. Тогда детей организовали на игру с преобразователем материи: загрузив в него шишки, бумагу, бутылки, ребенок мог получить разные полезные вещи.
  • «Деятельностность» игрового знания: знания в школе игрушечные, оторванные от применения. В играх знания нужны как средство для достижения цели. Это совершенно иной уровень усвоения знания. Пример - любимый Финогеновым-Филипповым «Космос»: космические гонки, в которых перемещение кораблей происходит по правилам сложения векторов. Надо ли говорить, что космические гонщики быстро научаются великолепно оперировать векторами?

Но существуют и тревожащие меня побочные следствия ролевых игр.

А.С.Пушкин говорил, что хорошая книга должна быть скучной. Интересную книгу глотаешь запоем, гонясь за сюжетом - и пропуская разные там пейзажи и размышления. А та книга, что развивает ум, должна быть трудной («душа обязана трудиться» и все такое...).

Обучение с интересом - в данном случае с применением ролевых игр - дает великолепную мотивацию. Но мотивацию не учебную, а игровую. В идеале, учебная мотивация - это желание получать знания и удовольствие от выполнения учебных задач. Конечно, это удовольствие извращенное, согласна. Но игры опираются совсем на другие потребности. И велика вероятность, что, лишившись сладкой игровой оболочки, ребенок (школьник, студент) не будет грызть пресный гранит. Меня давно пугает тот факт, что люди, всерьез увлекающиеся РИ, не учатся и не работают - десятилетиями зависают в вузах (в лучшем случае), идут работать в дворники. Я не против дворников, но при условии, что эта работа важна для человека и позволяет ему развиваться, реализовывать его задатки...

Тут мы выходим к истоптанным проблемам эскапизма и игрозависимости.

Игра - это легких способ удовлетворения основных экзистенциальных потребностей (извините, не могу удержаться...). Потребностей, например, в самоутверждении, самоактуализации, принятии, власти (и далее, и далее). Вместо того, чтобы родить сына, вырастить дерево, зарабатывать деньги... Да что, вы сами не знаете, как оно обстоит?

Меня пугает жизнь без напряжения и ответственности.

И еще одно страшное напоследок. Название страшного - замена содержания формой. Во-первых, дети, хитрые существа, очень ловко умеют не напрягаться лишнего. Они умеют имитировать любые внешние формы поощряемых явлений. В традиционном школьном процессе это тоже есть, но там больше способов заметить, уличить и вернуть на путь истинный. В игре же, в которую мы заложили замечательное содержание в три слоя, ребенок может добиваться своего просто с помощью бластера. И мы не имеем права его за это упрекать. Это - игра. Она тем лучше, чем больше у игрока вариантов, способа достижения своих целей.

Вы уже поняли, что я с большим оптимизмом отношусь к играм как к средству работы с одаренными детьми?

Мы в ШК собираем информацию по РИ, и особенно любим методички (вот, например, какой хороший человек М. Фрид!). Поэтому просим принять участие всех, кто может что-то сказать (прислать) по тем РИ, в которые можно играть со школьниками.

Наш адрес: 662997, г. Железногорск (Красноярский край)
ул. Красноярская, 36, Школа Космонавтики.
Finogenova@shk.krasnoyarsk.su

 



  © Орк-клуб, 2003-2011. © Все права на тексты принадлежат указанным авторам.
С вопросами и предложениями пишем сюда