Календарь ролевых игр

Календарь интеллектуальных игр

Библиотека:
Библиотека ролевых игр

Библиотека
интеллектуальных игр
Творчество Оргстроительство

Иное

В нашем каталоге представлены ссылки как на материалы с сайта Орк-клуба, так и на материалы с других сайтов. Последние открываются в новом окне.
Каталог постоянно пополняется.

Орк-клуб 2.0 » Библиотека » Библиотека ролевых игр » Реквизит » Памяти Иоганна Гутенберга

Памяти Иоганна Гутенберга

Впервые опубликовано в OCJ №22. Апрель 2002 г.

Мария Фрид
(Кемерово)

 

Стандартная «средневековая» книга изготавливается из гофрированного коробочного картона, на который наклеиваются распечатки. Идея почерпнута из статьи Оксаны Романовой «Рукопись, найденная в…». Зачем это делать? Процитирую указанную статью:

«Картонная книга помогает решить древнюю проблему игроков: как сделать так, чтобы какой-нибудь „грамотей“ не зачитал в карман всю библиотеку и не ушел с нею в глухие леса. Согласитесь, „забыть“ в кармане или сумке книгу-фолио трудно. А если их несколько, то унести библиотеку становится крайне сложно. Равно как и искать нужную инкунабулу будет легче.

Наличие таких книг так или иначе вынуждает игроков заботиться об их сохранности и придает игре „летописцев“ особый шарм. Не говоря уж о чародеях — тут реальная ощутимая колдовская книга просто необходима для создания магического антуража. Приятнее видеть возле костра чародея, погруженного в чтение настоящей книги, чем судорожно перебирающего клочки бумаги в поисках нужного заклинания».

Прежде всего, о распечатках. Подобрать подходящий к случаю шрифт в наше время не сложно. Есть замечательный сайт «Веди», на котором опубликовано большое количество бесплатных декоративных шрифтов, есть многочисленные (правда, пиратские) компакт-диски со шрифтами на любой вкус (обычно взятых все с того же сайта, плюс старый добрый паратайповский набор). Среди декоративных шрифтов можно найти как стилизации под национальные алфавиты (рис. 1), так и абстрактно-рукописные (рис. 2), а уж среди готических или славянских (рис. 3) можно выбрать даже подходящий к конкретному периоду.

Рис. 1. Шрифты (сверху вниз): DS Greece, China, DS Sholom, DS Ismir, Image_Arabian, Runic

alt

Рис. 2. Шрифты (сверху вниз): DS UnicalFunnyHand, Pero, PresentScript, Stonehenge, Stylo, Calligrapher

alt

Рис. 3. Шрифты (сверху вниз): Izhitsa, Knyaz, Slavyanskay, Vityaz, DS UstavHand

 

alt

Однако у декоративных шрифтов есть свои особенности, о которых не стоит забывать.

Во-первых, все эти шрифты для набора больших текстов не предназначены, они смотрятся (и читаются) только в том случае, если печатать их очень крупно. Не издевайтесь над игроками — нет ничего хуже, чем читать готический шрифт 10-го кегля. Каким именно размером лучше набирать — зависит от шрифта, чаще всего подходит 18–22 пункта, но есть шрифты, которые смотрятся огромными уже при 14–16 пунктах, а есть такие, которым и 26 пунктов не повредят (на рисунках все шрифты даны размером 20 пунктов, так что можно сравнить). То же самое относится к межстрочным интервалам: для одних шрифтов их надо делать побольше, для других строки должны смыкаться вплотную (как, например, для рунического, нижнего на рис. 1 — впрочем, рунами обычно не книги писали). Кроме читаемости, печать большим кеглем обеспечивает полезное раздувание объемов, позволяя сотворить фолиант из трехстраничной легенды.

Во-вторых, во многих декоративных шрифтах отсутствуют такие знаки препинания, как длинное тире, парные кавычки, многоточие. Если в тексте встречаются тире и многоточия — еще ничего, можно использовать дефис и три точки соответственно. С кавычками сложнее. Их можно подставить из другого шрифта, но это далеко не всегда получается красиво. Часто более элегантным решением будет стилизация грамматики «под старину» с убиранием всех кавычек и других относительно современных знаков пунктуации. Иногда стоит так делать, даже если в шрифте есть свои родные кавычки (рис. 4).

Рис. 4. Знаки пунктуации в декоративных шрифтах

В шрифте Calligrapher нет тире и кавычек:
alt
Использование дефиса и кавычек из другого шрифта:
alt
Стилизация грамматики:
alt

В третьих, за редчайшим исключением декоративные шрифты друг с другом никак не сочетаются. То есть, выбрав заковыристый шрифт для книги, используйте только его (скажем, заголовки, набранные другим заковыристым же шрифтом, напрочь убьют всю эстетику). Как правило, они не смотрятся и при наборе жирным или курсивным начертанием. Так что для выделения заголовков и абзацев уместнее использовать виньетки и буквицы. Буквицы можно изобразить стандартными средствами верстальных программ, а можно (как и виньетки) поискать все там же: на сайте «Веди» и дисках с графическими элементами («клипартами»). Впрочем, здесь с разнообразием дело обстоит хуже: под европейское средневековье украшения можно найти в изрядном количестве, а с остальным — проблемы. Так что арабскую, скажем, книгу украсить будет сложнее.

Как верстать? Зависит от наличествующего картона. Если его много и большими кусками — на обычную страницу А4. В противном случае бывает легче отталкиваться от размеров картона и обрезать до нужного размера бумажную распечатку. Поля между текстом и краем страницы должны быть не меньше 2 см.

Печатать набранный и сверстанный шедевр лучше всего на лазерном принтере на белой или бежевой (под пергамент) бумаге (хотя цветная офисная бумага раза в два дороже белой). Если нет возможности использовать лазерный принтер и хорошую бумагу — берите матричник и дешевую желтоватую бумагу, вплоть до оберточной (в матричные принтеры ее совать можно, в отличие от лазерников они к этому приспособлены). А вот струйные принтеры использовать не стоит: распечатка будет бояться сырости, и первый шанс потечь у нее будет уже в процессе склейки книги. Печатать, разумеется, надо на одной стороне бумаги: второй она клеится к картону.

Итак, распечатка готова, картонные страницы нужного размера нарезаны. Затем варится крахмальный клейстер (см. рецепт в предыдущем номере OCJ) и напечатанная страница наклеивается на картонную основу. Клеем нужно мазать именно бумагу как более мягкую поверхность, иначе при высыхании она может разбухнуть, деформироваться и пойти пузырями. Чем хорош клейстер — мазать бумагу можно густо, не боясь, что клей просочится наружу: если и просочится, то высохнув станет абсолютно незаметен. Работать с клейстером легче, чем с ПВА, а бумагу он клеит идеально (в современном переплетном деле не используется лишь потому, что его, в отличие от ПВА, любит книжный жучок и другие тараканы).

Когда картонные страницы готовы (то есть бумага с текстом наклеена с обеих сторон) и полностью высушены, начинается сборка книги. Страницы складываются вместе в нужном порядке, и в них сверлом проделываются отверстия для шнуров в количестве не менее 3 штук (лучше 4–5), или страницы прокалываются дыроколом в одном и том же месте. Для сборки используются шнуры, причем, достаточно толстые, чтобы не резать картон (лучше обувной шнурок, чем капроновая нить). Есть два способа сборки книги: ленивый и аккуратный. При ленивом способе сборки шнуры продеваются свободно, так что страницы книги немного болтаются, но зато книга легко открывается в любом месте и с ней легче обращаться. При аккуратном — на страницах делаются сгибы (для чего тупой стороной ножа проводится линия на расстоянии примерно 1 сантиметра от отверстий), а сшивается книга туго. Заметим, что для второго способа левое поле должно быть шире на полтора-два сантиметра.

Осталась, конечно, обложка. Для нее берутся два куска картона того же размера, что для внутренних страниц, или чуть больше, и наклеиваются краями на кусок прочной ткани так, чтобы между ними оставалось расстояние, равное толщине книги плюс 3 мм. при ленивом способе сборки и толщине книги плюс две ширины корешка плюс 5–6 мм. — при аккуратном.

Рис. 5. Два способа сборки книги

 

alt

Далее обложка оформляется в соответствии со вкусом мастера и статусом книги. Можно просто выкрасить обложку тушью или краской, смешанной с клеем ПВА (чтобы не текла), можно обклеить цветной бумагой. А можно, по рекомендации Оксаны Романовой, «оклеивать тканью или кожей, самоклеющейся пленкой или оберточной подарочной бумагой; украсить железными уголками (в любом галантерейном магазине вы найдете такие уголки для кожаных воротников и поясов по грошовой цене); навесить на них замки (китайские „сумочные“ замочки стоят недорого, к ним прилагаются 2–3 ключа, что повысит секретность книги); нашить или приклеить стразы; сделать тиснение с помощью толстой проволоки и пресса».

Корешок заклеивается кожзаменителем или плотной тканью, можно проклеить его еще раз тканью или кожзаменителем поверх прошивочных шнуров.

Ну все. Можно читать.



  © Орк-клуб, 2003-2011. © Все права на тексты принадлежат указанным авторам.
С вопросами и предложениями пишем сюда