Мария Фрид
(Кемерово)
Стандартная «средневековая» книга изготавливается из гофрированного коробочного картона, на который наклеиваются распечатки. Идея почерпнута из статьи Оксаны Романовой «Рукопись, найденная в...». Зачем это делать? Процитирую указанную статью:
«Картонная книга помогает решить древнюю проблему игроков: как сделать так, чтобы какой-нибудь „грамотей" не зачитал в карман всю библиотеку и не ушел с нею в глухие леса. Согласитесь, „забыть" в кармане или сумке книгу-фолио трудно. А если их несколько, то унести библиотеку становится крайне сложно. Равно как и искать нужную инкунабулу будет легче.Наличие таких книг так или иначе вынуждает игроков заботиться об их сохранности и придает игре „летописцев" особый шарм. Не говоря уж о чародеях - тут реальная ощутимая колдовская книга просто необходима для создания магического антуража. Приятнее видеть возле костра чародея, погруженного в чтение настоящей книги, чем судорожно перебирающего клочки бумаги в поисках нужного заклинания».
Прежде всего, о распечатках. Подобрать подходящий к случаю шрифт в наше время не сложно. Есть замечательный сайт
«Веди»,на котором опубликовано большое количество бесплатных декоративных шрифтов, есть многочисленные (правда, пиратские)компакт-диски со шрифтами на любой вкус (обычно взятых все с того же сайта, плюс старый добрый паратайповский набор). Среди декоративных шрифтов можно найти как стилизации под национальные алфавиты (рис. 1), так и абстрактно-рукописные (рис. 2), а уж среди готических или славянских (рис. 3) можно выбрать даже подходящий к конкретному периоду.
Рис. 1. Шрифты (сверху вниз): DS Greece, China, DS Sholom, DS Ismir, Image_Arabian, Runic
Рис. 2. Шрифты (сверху вниз): DS UnicalFunnyHand, Pero, PresentScript, Stonehenge, Stylo, Calligrapher
Рис. 3. Шрифты (сверху вниз): Izhitsa, Knyaz, Slavyanskay, Vityaz, DS UstavHand
Однако у декоративных шрифтов есть свои особенности, о которых не стоит забывать.Во-первых, все эти шрифты для набора больших текстов не предназначены, они смотрятся (и читаются) только в том случае, если печатать их очень крупно. Не издевайтесь над игроками - нет ничего хуже, чем читать готический шрифт 10-го кегля. Каким именно размером лучше набирать - зависит от шрифта, чаще всего подходит 18-22 пункта, но есть шрифты, которые смотрятся огромными уже при 14-16 пунктах, а есть такие, которым и 26 пунктов не повредят (на рисунках все шрифты даны размером 20 пунктов, так что можно сравнить). То же самое относится к межстрочным интервалам: для одних шрифтов их надо делать побольше, для других строки должны смыкаться вплотную (как, например, для рунического, нижнего на рис. 1 - впрочем, рунами обычно не книги писали). Кроме читаемости, печать большим кеглем обеспечивает полезное раздувание объемов, позволяя сотворить фолиант из трехстраничной легенды.Во-вторых, во многих декоративных шрифтах отсутствуют такие знаки препинания, как длинное тире, парные кавычки, многоточие. Если в тексте встречаются тире и многоточия - еще ничего, можно использовать дефис и три точки соответственно. С кавычками сложнее. Их можно подставить из другого шрифта, но это далеко не всегда получается красиво. Часто более элегантным решением будет стилизация грамматики «под старину» с убиранием всех кавычек и других относительно современных знаков пунктуации. Иногда стоит так делать, даже если в шрифте есть свои родные кавычки (рис. 4).
Рис. 4. Знаки пунктуации в декоративных шрифтахВ шрифте Calligrapher нет тире и кавычек:
Использование дефиса и кавычек из другого шрифта:
Стилизация грамматики:
В третьих, за редчайшим исключением декоративные шрифты друг с другом никак не сочетаются. То есть, выбрав заковыристый шрифт для книги, используйте только его (скажем, заголовки, набранные другим заковыристым же шрифтом, напрочь убьют всю эстетику). Как правило, они не смотрятся и при наборе жирным или курсивным начертанием. Так что для выделения заголовков и абзацев уместнее использовать виньетки и буквицы. Буквицы можно изобразить стандартными средствами верстальных программ, а можно (как и виньетки) поискать все там же: на сайте «
Веди» и дисках с графическими элементами («клипартами»). Впрочем, здесь с разнообразием дело обстоит хуже: под европейское средневековье украшения можно найти в изрядном количестве, а с остальным - проблемы. Так что арабскую, скажем, книгу украсить будет сложнее.Как верстать? Зависит от наличествующего картона. Если его много и большими кусками - на обычную страницу А4. В противном случае бывает легче отталкиваться от размеров картона и обрезать до нужного размера бумажную распечатку. Поля между текстом и краем страницы должны быть не меньше 2 см.Печатать набранный и сверстанный шедевр лучше всего на лазерном принтере на белой или бежевой (под пергамент) бумаге (хотя цветная офисная бумага раза в два дороже белой). Если нет возможности использовать лазерный принтер и хорошую бумагу - берите матричник и дешевую желтоватую бумагу, вплоть до оберточной (в матричные принтеры ее совать можно, в отличие от лазерников они к этому приспособлены). А вот струйные принтеры использовать не стоит: распечатка будет бояться сырости, и первый шанс потечь у нее будет уже в процессе склейки книги. Печатать, разумеется, надо на одной стороне бумаги: второй она клеится к картону.Итак, распечатка готова, картонные страницы нужного размера нарезаны. Затем варится крахмальный клейстер (см. рецепт в предыдущем номере OCJ) и напечатанная страница наклеивается на картонную основу. Клеем нужно мазать именно бумагу как более мягкую поверхность, иначе при высыхании она может разбухнуть, деформироваться и пойти пузырями. Чем хорош клейстер - мазать бумагу можно густо, не боясь, что клей просочится наружу: если и просочится, то высохнув станет абсолютно незаметен. Работать с клейстером легче, чем с ПВА, а бумагу он клеит идеально (в современном переплетном деле не используется лишь потому, что его, в отличие от ПВА, любит книжный жучок и другие тараканы).Когда картонные страницы готовы (то есть бумага с текстом наклеена с обеих сторон) и полностью высушены, начинается сборка книги. Страницы складываются вместе в нужном порядке, и в них сверлом проделываются отверстия для шнуров в количестве не менее 3 штук (лучше 4-5), или страницы прокалываются дыроколом в одном и том же месте. Для сборки используются шнуры, причем, достаточно толстые, чтобы не резать картон (лучше обувной шнурок, чем капроновая нить). Есть два способа сборки книги: ленивый и аккуратный. При ленивом способе сборки шнуры продеваются свободно, так что страницы книги немного болтаются, но зато книга легко открывается в любом месте и с ней легче обращаться. При аккуратном - на страницах делаются сгибы (для чего тупой стороной ножа проводится линия на расстоянии примерно 1 сантиметра от отверстий), а сшивается книга туго. Заметим, что для второго способа левое поле должно быть шире на полтора-два сантиметра.Осталась, конечно, обложка. Для нее берутся два куска картона того же размера, что для внутренних страниц, или чуть больше, и наклеиваются краями на кусок прочной ткани так, чтобы между ними оставалось расстояние, равное толщине книги плюс 3 мм. при ленивом способе сборки и толщине книги плюс две ширины корешка плюс 5-6 мм. - при аккуратном.
Рис. 5. Два способа сборки книги
Далее обложка оформляется в соответствии со вкусом мастера и статусом книги. Можно просто выкрасить обложку тушью или краской, смешанной с клеем ПВА (чтобы не текла), можно обклеить цветной бумагой. А можно, по рекомендации Оксаны Романовой, «оклеивать тканью или кожей, самоклеющейся пленкой или оберточной подарочной бумагой; украсить железными уголками (в любом галантерейном магазине вы найдете такие уголки для кожаных воротников и поясов по грошовой цене); навесить на них замки (китайские „сумочные" замочки стоят недорого, к ним прилагаются 2-3 ключа, что повысит секретность книги); нашить или приклеить стразы; сделать тиснение с помощью толстой проволоки и пресса».Корешок заклеивается кожзаменителем или плотной тканью, можно проклеить его еще раз тканью или кожзаменителем поверх прошивочных шнуров.Ну все. Можно читать.