Календарь ролевых игр

Календарь интеллектуальных игр

Библиотека:
Библиотека ролевых игр

Библиотека
интеллектуальных игр
Творчество Оргстроительство

Иное

В нашем каталоге представлены ссылки как на материалы с сайта Орк-клуба, так и на материалы с других сайтов. Последние открываются в новом окне.
Каталог постоянно пополняется.

Орк-клуб 2.0 » Библиотека » Библиотека ролевых игр » Теория » Изменить мир к лучшему? Нет, просто изменить мир

Изменить мир к лучшему? Нет, просто изменить мир

Александр Берелехис - Берег
Уфа

То, что я пишу, - это не то, во что я верю.
Это - то, что я думаю.


Подавляющее большинство людей, так или иначе занимающихся РИ, именуют сообщество себе подобных РИ-движением. Движение - это уже не тусовка. Оно, извините за тавтологию, должно куда-то двигаться. К какой-то цели. У разных движений - разные цели. Какие-то вполне реализуемы, например, уравнять в правах мужчин и женщин - де-юре достигнуто. Какие-то звучат сказкой, но до сих привлекают людей чеканной и простой формулировкой, например, «от каждого - по способностям, каждому - по потребностям». А какая цель может быть у РИ-движения? Понятно, что государственное признание, дождь из грантов и прочие блага, таковой целью быть не могут. Это лишь средства для более успешного ее достижения. Да и то необязательные. Создавать хорошие игры самим, либо способствовать их созданию? Такая цель может быть у какого-нибудь Союза композиторов, даже не писателей. Нет, назвался груздем - полезай в кузов! Обозвались движением - значит, и целью должно быть, если верить энциклопедическому словарю, преобразование. Это понятие ключевое для понимания.

Вариант 1

Нам здесь плохо! Вот оно героическое прошлое, где... Вернемся в него, «проникнемся духом эпохи и менталитетом того времени»!

Я не издеваюсь, я утрирую. Речь идет о преобразовании Сегодня во Вчера, пусть и на пару дней, на ограниченном пространстве и на незначимое для общества количество людей. Преобразование действительно имеет место быть, но эффект его незначителен. Преобразовывается человек. Точнее, его ценности и нормы. В статье «О невозможности игры вне морального поля» я описывал этот эффект. Постоянное участие все большего количества людей в однотипных играх закрепляет это преобразование. Более того, человеку свойственно транслировать свои ценности и нормы на окружающих, а значит, преобразование, пусть в малой степени, так или иначе коснется тех, кто не имеет отношения к РИ-движению. Но...

Игровая модель по «прошлому», не может быть адекватна оригиналу в принципе.

Если попросить создать модель средневековой Японии («закрытая» система, минимум внешних воздействий по сравнению с любой другой аналогичной, о существовании которой имеется достаточное количество источников) двух разных, нет, не игротехников - историков, то мы получим с очень большой долей вероятности две разные модели. Что уж говорить про РИ? Здесь кроме «творцов» мира - мастеров, зачастую не меньшую, иногда и большую роль играют его «реализаторы» - игроки, весьма отличающиеся от своих... гм... оригиналов. И в этом смысле игра по Вчера обязательно будет кривым зеркалом Сегодня, а если рассматривать процесс трансформации модели в ходе игры, то и тем телескопом, через который видна туманная дымка Завтра. Игр по прошлому с «менталитетом того времени» и «проникновением духом эпохи» по большому счету быть не может. Ну не видел я игр, где игроки изо всех сил пытаются сохранить статус-кво, а построенная мастерами модель им всячески в этом способствует (речь не идет о этнографических лагерях, где пасторальный ход событий вполне уместен). А ведь именно в этом был смысл существования подавляющего большинства людей: сохранить то, что есть, возможно, чуть преумножив его количественно. Переход из одной варны в другую, из крестьян в рыцари был немыслим. Общества того времени были статичны. И любая устоявшаяся религия, определявшая тогда мастерскую модель мира, очень неохотно идет на изменение основополагающих принципов (читай - правил), до сих пор искренне пытаясь подогнать пневматику под каноны боевки, разработанные для клинкового оружия, простите, запретить противозачаточные средства.

Идеализацией цели этого варианта будет нечто вроде исхода по Сташеффу. И там, куда они изойдут, у них будет реальная возможность наступить на те же грабли, но по-другому.

Вариант 2

А что будет, если... мировая история определяется периодичностью и перемещением праначакр, статус человека зависит от гороскопа при рождении, а плодородность земель обратно пропорциональна количеству пролитой на них крови.

Речь опять же идет о преобразовании, но уже иного типа. Грубо говоря - не о моделировании существования людей в обществе, а о «тестировании» абстрактной, не существовавшей модели общества людьми. Своего рода эксперимент демиурга по проверке творения на жизнеспособность. Эксперимент, где добровольным подопытным кроликам (игрокам, участникам эксперимента, главное, чтоб не расходному материалу) даются все возможности: от релаксации («какой кайфный мир!») до изменения и разрушения модели. Преобразуются не нормы и ценности, преобразуются принципы и методы мышления, так как нет прямой опоры на имеющийся опыт либо знания. (Речь идет об опыте и знании вообще, без ненужного деления на «игровые» и «неигровые».)

Вариант 3

- А что будет, если...
- Майор, вы же не штатский, хоть и занимаете пост аналитика. Вот вам карт-бланш, набирайте людей и через месяц доложите, чем чреват для нас каждый из возможных вариантов.
Из недописанного


Неблагозвучный термин «прогнозное моделирование». Ролевые игры, призванные ответить на конкретные вопросы и решить отнюдь не абстрактные проблемы. Направленное преобразование малой части социума, чтобы понять, что может ожидать общество в целом. Это - если за дело возьмется государство или сравнимая с ним по потенциалу структура.

Или долгосрочные, тщательно подготовленные энтузиастами игры. Видимо, на стыке стратегических и городских. Игры, где конечной и сознательной целью будет преобразование, предположим, системы образования или отношений внутри группы. Игры, результатом которых будет предполагаться работающая модель для внедрения в Сегодня с целью сделать Завтра более приемлемым.


Я не звал тебя
В этот мир
Он не мой.
И не твой.
Из саундтрека к фильму «Next-3»


Мы действительно, как пишет Михаил Русин, ищем в играх, то, что нас затрагивает здесь и сейчас. Это те возможности, которых у нас нет, но которые мы сможем реализовать, если наше общество будет построено на других принципах.

Для затравки предлагаю следующее. Конечная цель коммунизма, простите, РИ-движения - создание работающей модели утопии, еще точнее - создание модели принципиально возможного и приемлемого для человечества общества, такого, где мы сможем реализовать не только то, о чём мечтаем, но и то, о чём могли бы мечтать.


Батарейку для модели.
Два крыла. И полетели.



  © Орк-клуб, 2003-2011. © Все права на тексты принадлежат указанным авторам.
С вопросами и предложениями пишем сюда