Впервые опубликовано в OCJ №19. Июнь 2001 г.
Примем совокупность ценностно-нормативных ориентаций и нормативного поведения человека до игры за «х», а то же самое, но характерное для его роли на игре - за «у», тогда, на мой взгляд, будет справедливым следующее:
|
Ценности |
Нормы |
Поступки |
Жизнь до игры |
x |
x |
x |
Жизнь на игре |
x+y |
x+y |
y |
Жизнь после игры |
x+y |
x+y |
x |
Отметим, что если для второй строчки, будет верным, что «х» гораздо меньше «у», то для третьей, будет верным обратное утверждение, причём в гораздо большей степени.
После того как человек пройдёт через n игр, ситуация будет выглядеть следующим образом:
|
Ценности |
Нормы |
Поступки |
Жизнь до игры |
x+ny |
x+ny |
x |
Жизнь на игре |
x+(n+1)y |
x+(n+1)y |
y |
Жизнь после игры |
x+(n+1)y |
x+(n+1)y |
? |
Мы подходим к ситуации, когда возрастает вероятность, что(n+1)у?х. Безусловно, в каждой последующей игре, заданные ролью ценности и нормы не будут соответствовать заданным в предыдущей, т.е. nу ? (n+1)у , но также верно, что при любом коэффициенте у будет верно, что х ? у. Когда человек раз за разом играет однотипные роли, т. е. уn ? у(n+1), - разница между х и у постепенно уменьшается, возникает либо двойной стандарт поведения уn ? х, либо «дивность», т.е. уn > х.
Итак, в процессе ролевой игры происходит изменение человеческой морали (обычно, исчезающе малое). Чем дольше он играет в игры, тем этот процесс заходит дальше, особенно, если он играет роли одного плана.
Можно ли рассматривать игровой поступок как моральный? Да, можно. Во-первых, потому, что в игре нельзя полностью абстрагироваться от прошлого опыта, свойственных человеку ценностей и норм - всё это так или иначе будет коррелировать с игровой мотивацией поступка. Во-вторых, совершение игрового поступка, хочет того игрок или не хочет, всё равно ложится в «копилку» его морального опыта.