Календарь ролевых игр

Календарь интеллектуальных игр

Библиотека:
Библиотека ролевых игр

Библиотека
интеллектуальных игр
Творчество Оргстроительство

Иное

В нашем каталоге представлены ссылки как на материалы с сайта Орк-клуба, так и на материалы с других сайтов. Последние открываются в новом окне.
Каталог постоянно пополняется.

Орк-клуб 2.0 » Библиотека » Библиотека ролевых игр » Теория » Игра

Игра

Александр Белаш - Ночной Ветер
Пенза

Впервые опубликовано в OCJ №17-18. Январь 2001 г.

 

 

Нам за ястребом в тучах
Почему б не погнаться?
Родословной могучих
Почему б не заняться?


«Гэсэр», бурятский эпос


Очень я люблю строки типа: «И вот, начитавшись Толкина, молодёжь всколыхнулась и прянула к истокам - стала мастерить луки, мечи и кольчуги, назвалась эльфийскими и орочьими именами, ушла в леса и принялась отыгрывать всякие-разные приключения...». Вот прямо так, с нуля и ни с того ни с сего. По одному только наитию, исходящему от Профессора.

И ведь как играют! Чтоб заклинанье - слово в слово, без акцента, чтобы обряд был правильный, не кое-как, чтоб зверь себя вёл строго по-звериному, чтоб жизненная сила не бралась из ниоткуда, а чип мяса и чип кваса хоть и не настоящие, но если ты не съел, не выпил - умер. Странно - отчего это такие строгости?..

Дальше - больше; завелись вселенцы. И не студент уже ты, и не Коля, и не Настя, а назгул-кольценосец. Наличный пол не суть важен, главное - какой герой в тебя внедрился; и Настя вещает от лица героя хриплым басом и непринуждённо смолит Captain Black, хотя в цивиле курева на дух не переносит. А Коля так лихо шпарит на нездешнем языке, что поневоле вспомнинаются «Деяния святых апостолов»:

«При наступлении дня Пятидесятницы все они были... вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом... и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках» (2, 1-4)

Я не зря так длинно цитирую и не просто так выделил стих 4. Как говорил Винни-Пух - «Это „жжжжжж" неспроста». Ученик Павла евангелист Лука, писавший это в Риме в 63 г. (а даже если и не он, а некто неизвестный в конце II века, как говорит наука - всё равно тексту не меньше 1800 лет!) описал не что иное, как старый добрый шаманский «приход» - нисхождение духа на избранников и обретение избранниками новых свойств. Наравне с апостолами и любой шаман мог смело заявить: «А сейчас в меня войдёт Лесной Батюшка Медведь!» - и зарычать по-медвежьи - но и это не предел! Став Крылатым Медведем (вар. - Восьминогим Лосем, Рогатой Рыбой), шаман со свистом уносился на Седьмое Западное Небо, в мир мёртвых Млых, сражался с враждебными духами и т.п. И даже не 1800, а три и трижды три раза по столько лет уже минуло с той древней поры, а Настя с Юлей, залудив по литру кофе, из обычной корявой квартиры в каком-нибудь переулке им. Героев-Космонавтов стартуют в Роботрон и общаются металлическими голосами - «Ну что, брат Триггерус, не вынести ли нам Макровируса с его товарищи?». А Коля с Пашей глючат чуть ли не в подъезде, высасывая подмокшие сигареты и пролагая себе путь в астрал глотками «Балтики» - «А я вчера был за Рекой Смерти, и сегодня снова пойду - айда со мной?». И они летят сквозь стены, обрастая доспехами и амулетами, обретая знание языка трав и песен сидов.

Никотин, кофеин и этиловый спирт - конечно, не чета шаманским мухоморам и поганкам, но по нашей скудости сойдёт. Однако это - далеко не главное...

У Майринка есть чудесный рассказ об имитации. Воспроизведи, повтори своим телом странную позу статуэтки - и тебе откроется канал в запредел. Оденься эльфом - станешь эльфом. Пролей воду - будет дождь. Покажи полной луне кошелёк - монеты, круглые, как луны, наполнят его. Выполни обряд по правилам, призови по канону нездешние силы - и случится чудо... Имитация, зримое уподобление - закон магии. Поняв его однажды (это случилось не вчера), люди дружно кинулись в уподобления. Шаман одевал рогатую корону - и становился оленем, пришивал к кафтану железные бляхи-груди - и становился женщиной (женщина как шаманка - сильней). Одеяние фараона повторяло одеяние Осириса - и наоборот. В раннем, очень раннем Средневековье были проекты повторить в монашеском наряде ангельский - догадываетесь, зачем?.. А рясы, волосы и бороды наших попов? Оглянитесь на изображение Бога-Отца, Царя Небесного! Вы можете себе его представить бритым, стриженым и в курточке до пупка?.. Это образ, и принявший его сопричащается силы и свойств того, чей образ он взял. Это мистерия, таинство преображения.

Чтоб перейти на Ту Сторону, по калинову мосту через реку Смородину, мало вдохновения и возбуждения - надо принять образ, внешне стать «другим». Надо знать сюжет, законы и язык иного мира. И...

...и перед нами проходят длинной чередой сатурналии, луперкалии, моралитэ, дьяблерии, карнавалы, ряженые и моритаты. Люди серьёзно, повторяя наряды и слова квэнты, играют в богов и героев, уподобляются им, умирают и побеждают. От древнейших времён через античность в Средневековье и далее - в наш век с его упрямо продолжающимися действами по «Рамаяне» и «Махабхарате», с латиноамериканскими пасхальными обрядами (где - бичевание, крестный путь, распятие и воскресение), с его ролевыми играми - длится непрерывная традиция. Суть её проста - надо отыграть. Сказители-улигершины пели «Гэсэра» не для праздной потехи, а перед большой охотой, дальним походом, для исцеления больных; пели самозабвенно, перевоплощаясь в героев - и Гэсэр вновь побеждал злодея Гал-Нурман-хана и детоубийцу Шэрэм-Мината, потому что священная победа над Смертью и Злом должна повторяться, напоминаться и воспроизводиться вновь и вновь - этим в мире поддерживается присутствие и торжество Жизни и Добра. Осирис и Христос должны воскреснуть, Сет и Сатана должны быть повержены, царь обезьян Сунь Укун должен перебить всю мразь своим железным посохом, маньяк Синяя Борода должен быть казнён, а унылый Пост и Зима должны уступить Весне и Пасхе, и если это не отыграть вовремя, с чувством, искренне и правильно - мир померкнет, и не будет в нём счастья, и перестанут родиться дети, и воцарятся тьма, зло и погибель. Одевая бутафорские тернии, изображающий Христа мексиканец становится Христом и приносит себя в жертву на кресте, вновь искупая весь род людской от геенны. Игра?! Нет - битва! И чем глубже сюжет проникает в душу игрока, чем сильней уподобление - тем весомей победа в бою, тем ярче солнце, тем короче тени. И недаром, играя в «войну», мало кто хотел быть на игре «фашистом» - фашисты были обречены на поражение! Думаете, беготня по дворам с деревянными автоматами - это понарошку? Нет, это дети - по младости лет куда более близкие к понятиям предков - сами не осознавая, отыгрывали ту, знаменитую, нашу Победу - чтоб фрицы опять кричали «Гитлер капут!», а над рейхстагом развевался красный флаг. Ребячьи синяки и ссадины были искупительной заменой солдатских ран. Да, игра - имитация, но её древняя магия учит любить Родину и ненавидеть врага. Одними словами это не передашь - нужно уподобление.

За традицию я спокоен - с ней ничего не станется. Она была, есть и будет, и её продолжение ролевиками - просто шаг из прошлого в будущее. Ролевики повинуются не чарам Профессора, а властному, почти подсознательному по глубине зову предков и многовековой наработке, уходящей в шаманскую мглу прошлого. Но что-то случилось с миром, что-то сместилось в сознании - и, наблюдая этот сдвиг, невольно спросишь, как у домового ночью - «К добру или к худу?». К худу, я думаю. Вслед за апостолом Павлом (как бы мне не был противен этот автор лозунга «Рабы да повинуются господам своим») спрошу: «Какое может быть согласие между Христом и Вельзевулом?». Вполне рукотворные (они родом из прикладной психотроники и «пеногашения») новейшие теории незлобливого прощения, согласия и примирения, как личинки глистов, проникают в мозг, и - горе нам! - я слышу от здоровых вроде бы ролевиков телевизионные лозунги: «Всё будет хорошо!», «Не надо быть таким категоричным!», «Прощать - это счастье!», «Истина рождается в дискуссии», «Нет ни Добра, ни Зла»... Да где, в какой квэнте, в каком народном эпосе или сказке вы видели, чтобы герой дискутировал с людоедом или в порядке плюрализма мнений признавал принципиальную допустимость точки зрения такого оппонента?! А ещё неплохо бы обильной болтовнёй склонить к добру Князя Тьмы... Интересно, применяются ли эти принципы на игре? и что бы сказали простодушные игроки средневекового моралитэ на призыв - «Вот упырь - давайте-ка его простим и поймём! Ему ведь тоже надо жить и нашу кровушку сосать...»? По-моему, нечисть понимает лишь язык осинового кола и серебряной пули.

Я настойчиво рекомендую всем вернуться к тому, с чего культура начиналась - к ясной простоте взглядов. Надо вновь обрести верную дорогу - она, как истина, одна, и нахожена задолго до нас. Прямой путь проложен через века, по закону искусства, и отклонение от него ведёт прямо в болото. Добро всегда побеждает Зло, иначе Игра теряет цель и смысл, утрачивает сакральность и превращается в примитивный пригородный туризм, прикрывающий собой большую пьянку на свежем воздухе.

 



  © Орк-клуб, 2003-2011. © Все права на тексты принадлежат указанным авторам.
С вопросами и предложениями пишем сюда