Запись в дневнике д-ра Ван Дейзеля."Благодарение Богу, что я вернулся в Сан-Мари только вчера, иначе, полагаю, кое-кто не упустил бы возможности возвести на меня обвинение в убийстве несчастного мальчика.
Мои изыскания, связанные с этим местом, все-таки привлекли лишние взгляды. А теперь, когда по всему городу и его окрестностям ищут ведьм и колдунов, мне лучше уехать - опасаюсь, что инструменты и книги навлекут на меня гнев неразумной толпы.
Интересно вот что - говорят, на тело ребенка нанесены «дьявольские знаки» - посмотреть бы на них... Но нет... Не стану рисковать - любопытство может дорого обойтись. При всеобщей подозрительности - это прямая дорога на костер. Только что видел, как стража арестовала человека, зашедшего в трактир, за то, что у трактирщика в тот же момент погасла свеча на стойке".
18 июня 1629 г., Эльзас, Сан-Мари.
Итак, «Ведьма!» - игра определенной атмосферы. Атмосферы массовой истерии, получившей название «Охота на ведьм». Даже те, кто не имеет ни малейшего отношения к колдовству, стараются следить за каждым своим словом, испытывая животный страх, перед тем, что неосторожное высказывание может повлечь за собой арест, пытки и костер. Процветают предательство и доносительство. Каждый сам за себя, и никто не может быть в безопасности, ни мужчина, ни женщина, ни дворянин, ни крестьянин. Европа объята пламенем костров: жгут книги, еретиков, ведьм, одержимых.
Ведьм жгут все - и католики, и протестанты. Трибуналы выносят приговоры сотням людей, и допрашивают свидетелей одновременно десятками. Это эпоха мрачная, душная, узколобая, фанатичная. Может где-то и начинает дуть свежий ветер просвещения, но городок Сан-Мари, что в Эльзасе, он пока обходит стороной.
Источник: http://duat.nsk.ru/witch/index.htm