Календарь ролевых игр

Календарь интеллектуальных игр

Библиотека:
Библиотека ролевых игр

Библиотека
интеллектуальных игр
Творчество Оргстроительство

Иное

В нашем каталоге представлены ссылки как на материалы с сайта Орк-клуба, так и на материалы с других сайтов. Последние открываются в новом окне.
Каталог постоянно пополняется.

Орк-клуб 2.0 » Библиотека » Библиотека ролевых игр » РИ-движение » Игровое движение: от замкнутости к открытости

Игровое движение: от замкнутости к открытости

Впервые опубликовано в OCJ №22. Апрель 2002 г.

Владимир Савичев,
(Уфа)

 

Игровое движение, как и все живое, может существовать только в развитии. Остановка, невозможность преодолеть кризис развития - это сигнал опасности. В настоящее время кризис заметен. Он связан с невозможностью работы по привычным стереотипам. Выходов из него только два: либо упрямо придерживаться устаревших форм работы, не желая или не находя возможности выйти на качественно новую ступень, либо искать новые формы и создавать модернизированную практику взаимодействия.

В чем заключается причина кризиса? Само движение разрослось настолько, что прежние организационные формы стали несостоятельны. Не все, но их определенная часть. Мастера, при всех попытках выработать новые практики проведения игр и межрегионального взаимодействия, с одной стороны, не в силах удовлетворить спрос игроков на игровые проекты, а с другой - не могут выйти на более высокий уровень проведения игр.

Поставить отработанные игры на поток и таким образом при малой численности мастеров и мастерских групп удовлетворить потребности все увеличивающейся массы, в основном неорганизованных игроков, - невозможно по ряду причин:

  • в связи с особенностями нашего климата, большинство крупных полигонных игр могут проводиться только летом. Это не дает возможности сделать разработку полигонных РИ профессией, а значит до 90% времени мастера должны тратить на добывание средств к существованию где-нибудь в другом месте;
  • собирать большую массу игроков не всегда возможно по техническим, субъективным, материальным и иным причинам, потенциал уже действующих полигонов ограничен, а новых мастеров и игрового пространства - не хватает;
  • не отработана система подготовки мастеров;
  • часто у игроков преобладает потребительское отношение к игре и мастерской группе, осложненное еще и вольным отношением к правилам и другим игрокам со стороны определенного контингента участников.

В итоге существующая система проведения полигонных игр не в состоянии удовлетворить все запросы, особенно при проведении проектов, предусматривающих тщательную подготовку сценария и максимально полную проработку всех вводных.

Создать масштабную и хорошо подготовленную игру, а не полигонную или павильонную тусовку мешает и любительское положение мастеров. Для большинства игры - не профессиональное дело, а приятное хобби, которым есть возможность заниматься, только когда решены хотя бы элементарные проблемы «где жить» и «что есть».

Кроме того, все крупные проекты требуют и принципиально нового уровня обеспечения, идет ли речь о разрабатываемых «Академии прогрессоров» Орк-клуба, «Городе мастеров» А. Стегалина, уже идущем Чемпионате или о чем-то еще. И здесь, с одной стороны, существует опасность коммерциализации, а с другой - полного провала из-за слабой ресурсной базы.

Есть вариант перенести значительную часть игр в интернет-пространство. Это позволяет делать их всесезонными, требует ограниченных и вполне доступных ресурсов. Однако ряд проблем существует и здесь. У всех бывают периоды авралов, когда нет возможности отвлечься от главного, а значит игроки или команды будут выпадать из игрового пространства. Насколько силен будет у них мотив вернуться в ситуацию, которая ушла далеко вперед, и начать играть снова? А удастся ли самой мастерской группе работать в течение долгого времени в достаточно напряженном режиме? И наконец, насколько Интернет способен заменить живое общение, от которого на играх получаешь часто больше положительных эмоций, чем от самого сценария? Ограниченная распространенность интернета способна сделать пул играющих замкнутым и ограниченным, но тогда и проблемы с притоком и реализацией новый идей будут нарастать.

На наш взгляд, интернет-версии лучше рассматривать как обучающе-тренировочные, но не сводить главные игровые проекты к ним. Реальный полигон, общение на конвентах, живое противостояние и соревнование останутся доминирующими для большинства тех, кто уже имел счастье получить от них удовольствие. Прямой контакт позволяет в полной мере почувствовать, на что ты способен.

Что в этой связи можно предложить?

Игра стала вещью серьезной, но оттого не менее интересной. Выйти на уровень тусовки может любой, кто имеет самые первичные представления о ней. Но стать настоящим игроком способен только тот, кто готовится к игре постоянно и целенаправленно. Игра - как часть жизни, как состояние души - требует постоянной атмосферы востребованности и сообщничества. Если вы знаете место, где ходить в кольчуге или спорить о «Властелине колец» столь же естественно, как ходить на учебу или работу - значит, вам не просто повезло, вы нашли себя и свой круг общения.

Практика показала, что для этого надо иметь свой клуб. Клуб, где есть тренировки; общее дело; свой уголок, или зал, или офис; свои мастера; привычные полигоны и надежные партнеры.

Как вариант, помещение можно найти, сделав игротехнику одной из областей деятельности молодежных клубов или образовательных программ, наладив партнерские отношения с руководством соответствующих структур.

Конечно, клуб это не обязаловка, но именно он позволяет решать много проблем. В Уфе мы вместе способны создать игру, подготовить чемпионов по игровому фехтованию (традиция продолжена и на Самконе-2002), помочь друг другу, выйти на новых партнеров, издавать журнал, иметь свои помещения, найти проект, который позволяет заработать членам клуба, иметь свой полигон и вообще делать кучу вещей, которые нам нравятся.

Народу, который занимается играми, в Уфе много меньше, чем например, в Екатеринбурге, Челябинске или Самаре. Возможно, поэтому мы смогли выйти на новый качественный уровень лишь объединившись с другими организациями, в том числе и не только игровиками. Это дает нам и новые идеи, и новых людей, и неизмеримо большие возможности реализовывать себя, заниматься проектами, делами, которые нравятся.

Совместные проекты, обмен ресурсами и идеями - для нас это главные составляющие, позволившие прийти к пониманию, что у нас уже нет кризиса. Есть команда, она знает что будет делать как минимум на год вперед с перспективным планированием еще на 2 года. Есть возможность для качественного роста и мастеров, и игроков. Но наша проблема в другом. Мы не все можем сами, и хотели бы иметь партнеров, способных работать в подобном русле. Мы заинтересованы в том, чтобы заработали большие всероссийские или международные проекты, например «Академия прогрессоров». Мы заинтересованы в большой базе данных по возможностям клубов других регионов для совместной реализации проектов.

Для нас недостаток мастеров - тоже проблема. В клубе есть люди, способные со временем стать мастерами, но им не хватает не только опыта и знаний, но и уверенности в том, что эта стезя позволит реализовать себя в жизни. На сегодня мастер-игротехник - это и призвание, и самоотречение, поскольку приходится многим жертвовать: карьерой, хорошей зарплатой, взаимоотношениями с близкими, не понимающими, зачем тратить время на игрушки. Хотя на практике потребность в модераторах, игротехниках для проведения деловых, производственных ролевых игр, фокус-групп, участия в разных обучающих семинарах есть. Рынок этих услуг существует, как минимум, в каждом областном центре. Не только самодеятельная, но и официально лицензированная учебная база найдет свое место, если будет выпускать профессиональных игротехников, модераторов. Проблема здесь в том, чтобы ее признали мастерские группы и нашлась инициативная группа, способная довести этот проект до практического воплощения.

Проводить в жизнь другие крупные проекты также возможно при том условии, что игровое движение откроется для контактов с другими партнерами. Практика показала, что возможно пробивать гранты на игровые проекты. Опыт Израиля, где создан государственный комитет по играм, весьма показателен не в смысле включения явления РИ в систему государственного аппарата, а по причине своевременного понимания полезности ролевых игр для всего общества. У нас, наверное, не стоит стремиться получить начальников от государства, но выстраивать партнерские отношения с теми, с кем это возможно, - целесообразно.

Смена привычных традиций всегда несет в себе опасность утраты накопленного позитивного опыта. Все понимают, что перевести игру на коммерческие рельсы - значит разрушить атмосферу доверия. Но и создавать игру без материальных ресурсов нельзя. Практика работы Орк-клуба показывает, что разрешить это противоречие можно. Если игра проводится для всех, то и поиск ресурсов и зарабатывание денег также должны быть коллективными. Вариант выхода - объединение одиночек и маленьких групп в клубы и ассоциации клубов, совместный поиск ресурсов. И здесь задача руководителей клуба, мастеров, найти возможность для игроков зарабатывать. Опыт такой деятельности - это тема отдельного разговора, но уверен, что он есть не только у нас. Тогда игроки имеют возможность самостоятельно распоряжаться ресурсами и становятся не посторонними наблюдателями, а участниками создания ресурсной базы проекта.

Когда все участвуют в проекте как партнеры, то минимизируется число сторонних наблюдателей, сохраняется атмосфера доверия, все участники ощущают, что они сделали еще один шаг в своем совершенствовании.

В итоге всех размышлений мы в клубе пришли к выводам, что:

  • надо сохранять и развивать клубную структуру, открывать свою деятельность для всех партнеров, которые могут помочь реализовывать проекты;
  • не замыкаться только на игровой деятельности, а рассматривать все предложения по контактам, способствующие количественному и качественному развитию;
  • находить стыковку между игровой и клубной деятельностью с практикой повседневной жизни;
  • сохранять лучшие традиции взаимодействия между игроками, мастерами и нашими партнерами;
  • участвовать по мере возможности в межрегиональных проектах.

Мы будем благодарны, если наши читатели воспримут эти размышления как предложения к сотрудничеству и совместному поиску дальнейших путей развития игрового движения.



  © Орк-клуб, 2003-2011. © Все права на тексты принадлежат указанным авторам.
С вопросами и предложениями пишем сюда