Календарь ролевых игр

Календарь интеллектуальных игр

Библиотека:
Библиотека ролевых игр

Библиотека
интеллектуальных игр
Творчество Оргстроительство

Иное

В нашем каталоге представлены ссылки как на материалы с сайта Орк-клуба, так и на материалы с других сайтов. Последние открываются в новом окне.
Каталог постоянно пополняется.

Орк-клуб 2.0 » Библиотека » Библиотека ролевых игр » Разное » Ролевые игры в образовании

Ролевые игры в образовании

Впервые опубликовано в OCJ №22. Апрель 2002 г.

Ольга Финогенова,
(Красноярск)

 

«Призывы создавать информационные банки ни к чему не приводят - их уже годы как призывают, а воз и ныне там»
М. Кожаринов

На X Сибирском конвенте ролевых игр 2002 г. состоялся семинар «Ролевые игры в образовании», основные тезисы которого представлены далее.

Семинар включал две части:

  • Доклад, посвященный проблеме внедрения игровых технологий в школу.
  • И собственно круглый стол: обсуждение вопросов и выработка решений по заявленной проблеме.

Тезисы доклада

Игры вообще и ролевые, в частности, представляют собой мощное образовательное средство. Как у любой технологии, у ролевых игр есть своя область применения, свои плюсы и минусы.

Рассмотрим те механизмы, которые делают игры уникальным средством педагогики:

  1. Мотивация. Одна из огромных проблем современного образования - это пассивность ученика. Он получает ответы на вопросы, которых не задавал. Любая игра, чтобы быть игрой, создает у игрока мотив, желание чего-то достичь. Образовательная ролевая игра обычно меняет местами мотив и цель - те знания, овладение которыми является образовательной целью игры, рассматриваются как средство для достижения определенной игровой цели.
  2. Прикладной характер получаемых знаний. Еще одна из проблем образования - это самоценность знаний, ведущая к ситуации «игры в бисер», когда ученик не рассматривает знания как что-то применимое к действительности. Игра - не действительность, но может заставить взглянуть на знания как на то, что может принести реальную пользу: математика - рассчитать трассы полетов в космосе, физика - придумать схему работы необходимого устройства и т.д.
  3. Субъектность участника-ученика. Одним из важнейших принципов современного образования является принцип субъектности ученика. Заключается он в том, что ученик должен быть активным участником, субъектом собственного образования - не мы его учим, а он учится.
  4. Овладение не только знаниями, но и способами получения знаний. Например, при играх в различные варианты «НИИЧАВО» большое значение имеют метакогнитивные умения - работа с теориями, гипотезами, формирование экспериментов и т.п.
  5. Игры работают не только с когнитивным пространством ребенка, но и в целом с его личностью, захватывая ценностные, эмоциональные, моральные, мотивационные аспекты.

Эти механизмы демонстрируют преимущества ролевых игр как образовательного средства. Недостатки являются продолжением их же достоинств. К ним можно отнести:

  1. Большие энергетические затраты не только мастеров - организаторов, но и участников.
  2. Сравнительно (с традиционной педагогикой) малый объем собственно новой информации. Игра хороша скорее как средство освоения (усвоения, присвоения, овладения) уже имеющейся информации, но в качестве источника новой информации представляет собой значительно более медленное средство.
  3. Если говорить о традиционной триаде целей педагогики (обучение, развитие и воспитание), то игры более эффективны как средство развития (формирования новых способов деятельности или мышления, например) и воспитания.

Если сменить слово «недостаток» на слово «специфика», то можно сделать следующие выводы:

  1. Игра не может являться единственным средством образования, но является очень эффективным средством усвоения полученных традиционным путем знаний.
  2. Игры более эффективны при изучении гуманитарных наук - литературы, истории, английского языка, обществознания. Но существуют очень интересные разработки физиков, математиков, биологов.
  3. Игры незаменимы как средство развития и воспитания личности.
  4. В реальных условиях современной школы хорошо приживается лишь малое количество игр, поэтому игры могут использоваться либо как факультативные средства обучения (погружения раз в четверть), либо должны быть вынесены за рамки традиционной школы (клубы, игровые экспериментальные школы и т.д.)

Ролевые игры - популярная, бурно развивающаяся область жизни. Во многих играх содержатся элементы образовательных технологий. К сожалению, часто игра заканчивается с отъездом последнего участника, мастера не находят в себе сил оформить материалы по игре на бумаге. Поэтому мы бросаем очередной призыв к созданию очередного банка.

Существующие формы РИ как образовательных технологий:

  • Наиболее простые формы образовательных игр - пресловутые школьные «суды» и ролевые тренинги на уроках английского языка.
  • Идеалом и образцом может стать старейший в нашей стране клуб «На Хавской». Его учредители создали ролевую школу.
  • В Уфе игровые образовательные технологии использует А.Берелехис для обучения взрослых.
  • Известны замечательные примеры тематических игровых лагерей и игр: по индейцам («Живая вода»), индийскому и скандинавскому эпосу («Махабхарата», «Рагнарек»).
  • Новосибирцы делали собственно образовательные игры, целью которых было открытие игрокам определенной идеи (идей), например, «Миры Обсидиана», основанные на идее архитектоники личности в психоаналитической концепции.

Существует огромное количество интереснейших проектов, и мы предлагаем «собрать их в одну корзину» - на страничке «Игровые технологии в образовании» сайта Краевого центра по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью «Школа космонавтики» shk.h1.ru, на зеркальной странице на сайте rpg.nsk.ru.

Мы приглашаем к участию как тех, у кого есть конкретные разработки, так и тех, у кого появилась идея о возможных образовательных играх оформленная как «а не попробовать ли нам...»

Определимся, какие именно игры мы имеем в виду.

Во-первых, в игре должен быть элемент «обучения, воспитания или развития».

Во-вторых, игра должна быть игрой, по возможности - ролевой. По определению того же М. Кожаринова, ролевую игру отличает от других типов игр:

  1. Наличие определенной вариативности в поведении, возможность экспромта для игрока;
  2. Наличие действия и цели действия. В идеале - нескольких целей.

Оформлять игру «как образовательную технологию» можно и удобно по принципу грантов:

  1. Цель технологии: развить / воспитать / сформировать...
  2. Категория, на которую рассчитана технология.
  3. Прогнозируемые результаты.
  4. Требования / условия к проведению игры (приборы и материалы).
  5. И предельно технологично прописанный алгоритм игры: шаг 1, шаг 2...

Пока участие в сайте преследует цели оформления и накопления идей. Но в будущем возможно участие в коммерческих грантах, конкурсах и проектах. То есть, если сейчас мы зовем к участию энтузиастов-бессеребренников, то впоследствии можно решать вопросы об авторстве, патентах, публикациях и так далее.



  © Орк-клуб, 2003-2011. © Все права на тексты принадлежат указанным авторам.
С вопросами и предложениями пишем сюда